Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Евроремонт образования

01 января 2007

А КАК У НИХ?

Немецким детям начали преподавать основы ислама

Мария ХАМАХЕР, собкор «ЛГ» по Центральной Европе

Образовательная система должна быть приспособлена к требованиям глобального рынка. Эта неолиберальная истина столь прочно укоренилась в головах российских чиновников, что они готовы подчинить ей всё, упорно игнорируя, казалось бы, очевидное – содержательные особенности образовательной системы должны в первую очередь соответствовать потребностям общества.

В недавнем прошлом Германию потрясла волна так называемых убийств чести. Молодые женщины, выросшие в консервативных мусульманских семьях, по разным причинам попытались отказаться от традиционных поведенческих норм и были убиты родственниками с молчаливого одобрения клана. Последней жертвой борьбы за право на самоопределение стала 15-летняя девушка, не желавшая носить предписываемый отцом платок и мечтавшая поступить в университет, а не работать в семейном бизнесе по приготовлению шаурмы.

ИТАР-ТАССДля немецкого общества эти случаи вдвойне тревожные – всполохи давно тлеющего конфликта. Вопреки расхожему мнению фундаментализм присущ не только мусульманам. Недавно земля Гессен попыталась присудить главную премию в области культуры немецкому писателю и драматургу с персидскими корнями Навиду Кермани. Родившийся и выросший в Германии Кермани унаследовал религию родителей и после изучения философии и театроведения защитил докторскую диссертацию в области исламского богословия. Дабы подчеркнуть важность межрелигиозного общения, премию хотели вручить также деятелям культуры иудейской, католической и протестантской конфессий. И всё было бы хорошо, не попадись на глаза руководству католической и протестантской церквей эссе Кермани, в котором он упомянул о своём неприятии упоения физическим страданием, свойственного многим сакральным католическим изображениям. Протест руководства христианских церквей был бурным, вплоть до запрета пастве выходить на одну сцену с «богохульником». Кандидатуру Кермани сняли, несмотря на справедливое возмущение общественности – ведь премия была светской.

Невольно отторгая от себя мусульманских сограждан, западная консервативная мысль до сих пор не нашла способов не только обеспечить солидарность и единство в многоконфессиональном обществе, но и научить подрастающее поколение не мыслить по принципу «мы и они». «Отверженные», не приемля ценности социума, столь ясно дающего понять, что они принадлежат к нему лишь отчасти, являясь в гораздо большей степени фактором рынка труда и услуг, всё больше ищут приют у проповедников уже строго религиозного исламского консерватизма.

О серьёзности положения свидетельствует исследование умонастроений преподавателей ислама, проведённое в Вене при участии либерально настроенных имамов, которое дало страшные результаты. Свыше 20% считают, что их вера несовместима с демократией. Треть придерживаются мнения, что невозможно быть одновременно мусульманином и европейцем. 18% из 210 опрошенных считают, что уход от ислама должен караться смертью, 8,5% верят в правомерность вооружённой борьбы за веру.

По принципу «лучше поздно, чем никогда» вопросом преподавания религии в школах озаботились немецкие педагогические вузы. Первый учебник по основам ислама на немецком языке для 5–6-х классов появился в прошлом году. С 2007 г. ислам преподаётся в трёх баварских городах в рамках пилот-проекта. Учителя не имеют права проповедовать, они должны знакомить с религией и одновременно помогать школьникам вырабатывать способность к критическому взгляду на попытки порабощения их сознания радикальными догмами.

Иным путём пошли в многонациональном Берлине, где правят социал-демократы. В школах ввели обязательный для всех предмет секулярной этики, сделав при этом религию предметом факультативным. Осознание ценности этических норм, на которых строится современное общество, особенно важно для девочек-мусульманок, многие из которых признавались впоследствии, что посчитали убийство с целью смыть позор с семьи справедливым.

Если западная цивилизация пытается обороняться от ислама, то России предстоит как раз оборонять свою вторую по численности верующих религию от идей экстремизма. Консерватизм взглядов, присущий региону, необходимо – прежде всего в интересах женского населения – интегрировать в общую консервативную традицию в рамках секулярной государственности. В связи с этим особое значение приобретают предметы гуманитарного цикла, являющиеся проводниками идей светского гуманизма, неоднократно доказывавшего свою способность объединять и просвещать.

В школе мы посмеивались над нескончаемыми, знакомыми с детского сада внушениями, «что такое хорошо и что такое плохо». Однако сегодня мне часто приходится слышать от выходцев из бывшего СССР, проживающих в Германии, что именно этот фундамент и является тем, что нас вопреки всему объединяет. Если это так, то вопрос о реформе именно содержательных особенностей школьного образования, призванного сохранить и приумножить общность нравственных ценностей, солидарность и единство в нынешнем российском многоконфессиональном и поликультурном обществе, стоит как никогда остро.

Код для вставки в блог или livejournal.com:

Евроремонт образования

Образовательная система должна быть приспособлена к требованиям глобального рынка.

2009-09-16 / Мария ХАМАХЕР
открыть
КОД ССЫЛКИ:

Обсудить в группе Telegram

Мария Хамахер

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS