Немецким детям начали преподавать основы ислама
, собкор «ЛГ» по Центральной Европе
Образовательная система должна быть приспособлена к требованиям глобального рынка. Эта неолиберальная истина столь прочно укоренилась в головах российских чиновников, что они готовы подчинить ей всё, упорно игнорируя, казалось бы, очевидное – содержательные особенности образовательной системы должны в первую очередь соответствовать потребностям общества.
В недавнем прошлом Германию потрясла волна так называемых убийств чести. Молодые женщины, выросшие в консервативных мусульманских семьях, по разным причинам попытались отказаться от традиционных поведенческих норм и были убиты родственниками с молчаливого одобрения клана. Последней жертвой борьбы за право на самоопределение стала 15-летняя девушка, не желавшая носить предписываемый отцом платок и мечтавшая поступить в университет, а не работать в семейном бизнесе по приготовлению шаурмы.
Для немецкого общества эти случаи вдвойне тревожные – всполохи давно тлеющего конфликта. Вопреки расхожему мнению фундаментализм присущ не только мусульманам. Недавно земля Гессен попыталась присудить главную премию в области культуры немецкому писателю и драматургу с персидскими корнями Навиду Кермани. Родившийся и выросший в Германии Кермани унаследовал религию родителей и после изучения философии и театроведения защитил докторскую диссертацию в области исламского богословия. Дабы подчеркнуть важность межрелигиозного общения, премию хотели вручить также деятелям культуры иудейской, католической и протестантской конфессий. И всё было бы хорошо, не попадись на глаза руководству католической и протестантской церквей эссе Кермани, в котором он упомянул о своём неприятии упоения физическим страданием, свойственного многим сакральным католическим изображениям. Протест руководства христианских церквей был бурным, вплоть до запрета пастве выходить на одну сцену с «богохульником». Кандидатуру Кермани сняли, несмотря на справедливое возмущение общественности – ведь премия была светской.
Невольно отторгая от себя мусульманских сограждан, западная консервативная мысль до сих пор не нашла способов не только обеспечить солидарность и единство в многоконфессиональном обществе, но и научить подрастающее поколение не мыслить по принципу «мы и они». «Отверженные», не приемля ценности социума, столь ясно дающего понять, что они принадлежат к нему лишь отчасти, являясь в гораздо большей степени фактором рынка труда и услуг, всё больше ищут приют у проповедников уже строго религиозного исламского консерватизма.
О серьёзности положения свидетельствует исследование умонастроений преподавателей ислама, проведённое в Вене при участии либерально настроенных имамов, которое дало страшные результаты. Свыше 20% считают, что их вера несовместима с демократией. Треть придерживаются мнения, что невозможно быть одновременно мусульманином и европейцем. 18% из 210 опрошенных считают, что уход от ислама должен караться смертью, 8,5% верят в правомерность вооружённой борьбы за веру.
По принципу «лучше поздно, чем никогда» вопросом преподавания религии в школах озаботились немецкие педагогические вузы. Первый учебник по основам ислама на немецком языке для 5–6-х классов появился в прошлом году. С 2007 г. ислам преподаётся в трёх баварских городах в рамках пилот-проекта. Учителя не имеют права проповедовать, они должны знакомить с религией и одновременно помогать школьникам вырабатывать способность к критическому взгляду на попытки порабощения их сознания радикальными догмами.
Иным путём пошли в многонациональном Берлине, где правят социал-демократы. В школах ввели обязательный для всех предмет секулярной этики, сделав при этом религию предметом факультативным. Осознание ценности этических норм, на которых строится современное общество, особенно важно для девочек-мусульманок, многие из которых признавались впоследствии, что посчитали убийство с целью смыть позор с семьи справедливым.
Если западная цивилизация пытается обороняться от ислама, то России предстоит как раз оборонять свою вторую по численности верующих религию от идей экстремизма. Консерватизм взглядов, присущий региону, необходимо – прежде всего в интересах женского населения – интегрировать в общую консервативную традицию в рамках секулярной государственности. В связи с этим особое значение приобретают предметы гуманитарного цикла, являющиеся проводниками идей светского гуманизма, неоднократно доказывавшего свою способность объединять и просвещать.
В школе мы посмеивались над нескончаемыми, знакомыми с детского сада внушениями, «что такое хорошо и что такое плохо». Однако сегодня мне часто приходится слышать от выходцев из бывшего СССР, проживающих в Германии, что именно этот фундамент и является тем, что нас вопреки всему объединяет. Если это так, то вопрос о реформе именно содержательных особенностей школьного образования, призванного сохранить и приумножить общность нравственных ценностей, солидарность и единство в нынешнем российском многоконфессиональном и поликультурном обществе, стоит как никогда остро.