Как ни старались внушить «российским потребителям», что с исчезновением СССР и КПСС забастовки и другие формы классовой борьбы на Западе уже в прошлом, реальная жизнь показала обратное.
Введение евровалюты и соответственно существенное и постоянное удорожание товаров и услуг не сопровождается в странах Евросоюза адекватным ростом зарплат, пенсий, других пособий. А там повышение цен и тарифов уже на 2% издавна считается должным аргументом в пользу забастовок и других акций протеста…
Вот нынешняя ситуация. Забастовки транспортников в большинстве стран – членов Евросоюза, продолжающиеся с осени прошлого года, парализовали сообщение между большинством стран – членов ЕС, фактически прервав трансъевропейские перевозки. А Венгрия с февраля «возвращает» железнодорожные поезда – тоже из-за забастовочного движения. В странах Балтии – забастовки транспортников и почтовиков. Авиадиспетчеры и работники энергетических компаний почти 10 стран – членов ЕС продолжают либо частичные (т.е. периодические), либо постоянные забастовки. Забастовочная готовность объявлена на многих предприятиях металлургической, текстильной, пищевой, металлургической, лесоперерабатывающей отраслей. Та же готовность – в портовых комплексах, почтовых и таможенных службах многих стран Евросоюза.
В Западной Европе исправно функционируют, сохранили свою влиятельность и увеличили численность профсоюзные организации, как и прежде, они не подконтрольны властям и «властным» партиям. Плюс к тому налажено должное взаимодействие коммунистов, социалистов и «зелёных» как друг с другом, так и с профсоюзами. Так что последние эффективно используют разнообразные ресурсы упомянутых политических течений, а они, в свою очередь, с помощью тех же профсоюзов расширяют своё социально-политическое влияние. Вот такие сообщающиеся сосуды...
Борьба за улучшение условий труда, быта и самой жизни на Западе происходит ПОСТОЯННО, если не ежедневно. Это наши СМИ стараются замалчивать, выражаясь по-марксистски, классовую борьбу трудящихся. Истоки этого – ещё в 90-х годах, когда в России была, можно сказать, установлена информационная блокада на «забастовочные» новости с Запада. По политическим соображениям. Вот и домолчались.
Каковы же причины активной и успешной борьбы трудящихся Европы за свои права?
Во-первых, свыше 70% общего числа рабочих и служащих в странах Европы объединены в профсоюзы, существующие там самое меньшее 150 лет. А, например, в Скандинавии – почти 200 лет!
Во-вторых, там всем известно: почти все решения об увеличении зарплат, пенсий, других пособий в зарубежной Европе принимаются не из альтруизма властей или бизнеса, а под давлением профсоюзно-забастовочного движения. Причём в большинстве стран Западной и Центральной Европы профсоюзы настолько сильны, что, объявив вотум недоверия правительству и президенту, могут чуть ли не в считаные часы свергнуть «обоих».
В-третьих, все изменения в европейских национальных законодательствах в плане улучшения социально-экономических гарантий осуществляются именно под давлением профсоюзно-забастовочного движения. А опять же вовсе не по инициативе бизнеса или властей предержащих.
Уже только эти факторы показывают, насколько влиятельны профсоюзы в зарубежной Европе.
А что у нас? Наши социальные проблемы куда более масштабны, куда более запущенны и сложны. Уровень жизни подавляющего большинства населения ниже допустимого, но... Российские профсоюзы, где они ещё остались, практически полностью подконтрольны властям и бизнесу. Согласно недавним оценкам Международной организации труда и Экономического и социального совета ООН, царит беспредел в юридических аспектах найма-увольнения работников, беспрецедентны манипуляции с производственным профилем предприятий, с уровнем зарплат и соцпособий. Но... люди не бастуют, а терпят, потому что боятся потерять работу. В нынешней России даже косвенное проявление социального недовольства чревато быстрой потерей работы.
В стране фактически нет официальной статистики забастовок. Да, по данным провластной «Федерации независимых профсоюзов России», за 2007 год в семь раз возросло число забастовок в сравнении с 2006 годом. Но количество их участников – едва ли не символическое. Если в 2006-м в таких акциях приняли участие около тысячи человек (!), то в 2007-м — около семи тысяч! Это даже не смешно.
Ситуацию пытались объяснить представители профсоюзных организаций на недавнем круглом столе в Москве. Но единого мнения так и не сложилось. Зато было отмечено, что за последнее десятилетие кардинально изменился характер социальных требований: если в
1990-х люди, что называется, ложились на рельсы от безысходности, требуя выплатить честно заработанное, то сегодня они жаждут элементарной социальной справедливости.
Примером такой сути нынешних социальных протестов может служить ситуация на «Форде» (американский завод вблизи Санкт-Петербурга). Работники, узнав, что на таких же заводах и за тот же труд в других странах платят намного больше – Россия занимает в международном рейтинге зарплат на «Форде» предпоследнее место, – остановили производство. Но к полному выполнению требований забастовка не привела: руководство предприятия пригрозило быстро нанять граждан из азиатских стран, если местные не вернутся к станкам…
Что же мы имеем?
Согласно последним оценкам Европейской экономической комиссии ООН и Экономического и социального совета ООН, по уровню социального обеспечения населения и платёжно-покупательной способности зарплат Россия уступает большинству европейских стран. А по значимости роли профсоюзов и политических партий в повышении качества жизни населения мы опережаем в Европе только Албанию и Боснию-Герцеговину!..
Эти данные едва ли нуждаются в комментариях. Видимо, пока мы не вернёмся к «евростандартам», в профсоюзном движении ситуация не переменится.