На 93-м году жизни не стало Светланы Викторовны Виноградовой – легендарного лектора-музыковеда Московской филармонии.
Я знал её почти полвека, имел счастье работать вместе в многочисленных проектах – от выступлений в московских школах и домах культуры до знаменитого лагеря «Орлёнок», куда нас приглашал президент Всероссийского открытого форума детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг» Владимир Грамматиков.
А впервые, как думаю, и многие, увидел и – главное – услышал Светлану Викторовну по телевидению ещё мальчишкой. В то благословенное время, когда трансляции классической музыки шли в прямом эфире и не прерывались рекламой. Был юбилей П.И. Чайковского, и на тёмной сцене, тогда ещё Дворца съездов, девушка рассказывала об истории создания оперы «Пиковая дама». И за несколько минут, казалось, поведала многое. В том числе то, как слуга Петра Ильича, услышав рыдания, заглянул к композитору и услышал: «Герман умер!» Её рассказ помню до сих пор. Я был потрясён. Как, уверен, и шесть тысяч зрителей в Кремле, и миллионы у теле-экранов.
Она действительно могла завладеть вниманием любой возрастной аудитории. Младших школьников, которые и 15 минут на месте не могут спокойно усидеть, на музыкальных лекториях Виноградовой их как будто подменяли, и они, словно заворожённые, слушали «Золотого петушка»… И глаз не сводили с красавицы ведущей с длинной косой. Её энергия и энциклопедические знания, и, конечно, по-настоящему святая к музыке любовь (ещё бы – за плечами ЦМШ и консерватория по классу композиции В. Шебалина и А. Александрова) заряжали любую аудиторию.
В «Орлёнке» она удивляла не только ребят. Могла пригласить отряд встречать восход солнца. И юные слушатели были согласны на ранний подъём. Утром были на крыше. И звучали произведения – юные музыканты тоже были рядом. Но на небе сплошные облака. Светлана Викторовна изменила программу, попросила играть другие сочинения. Ей были, казалось, подвластны и облака, которые спрятались, и орлята увидели первые лучи солнца. А в другой раз было велено захватить с собой покрывала с кроватей и отправиться в лунную ночь. Любоваться звёздами и слушать «Лунную сонату», исполненную на специально привезённом пианино. Такое помнится всегда. И на похоронах Светланы Викторовны взрослый уже человек вспоминал то орлятское чудо открытия музыки…
Она готовилась к каждой встрече со слушателями, непременно приходила на репетиции оркестра и имела право сделать замечание и солисту, и дирижёру. К её мнению прислушивались! Она и сама была человек-оркестр. И работала практически до последних дней: мы встретились на выступлении в декабре ушедшего года.
В дни прощания со С.В. Виноградовой не раз звучало слово «просветитель». На её выступлениях выросло несколько поколений. Благодаря ей профессия лектора-музыковеда стала и значимой, и заметной.
Жаль тех, кто её не слышал. И ещё больше тех, кто уже не услышит.
Авангард Леонтьев,
народный артист России