Ушла из жизни Елена Павловна ТАРАСОВА, член Союза московских писателей, одна из самых известных и к тому же прелестных женщин, работавших в советской журналистике 60-х, 70-х, 80-х годов.
Она заведовала отделом литературы и искусства самого массового, миллионнотиражного журнала страны – «Работница». Да, тонкий журнал и, как говорится, специфический. Но он давал выход к самому благодарному и чуткому читателю: трудящимся женщинам, державшим на плаву всю страну, хранительницам нравственной силы народа. И это понимали известнейшие писатели и поэты, работавшие в ту пору... Вера Панова дебютировала в «Работнице». Константин Паустовский, Корней Чуковский, три блистательных Юрия (Казаков, Трифонов, Нагибин), Даниил Гранин – да можно перечислять и перечислять – никогда не отказывали в просьбе Елены Тарасовой «дать что-нибудь из новенького». Другое дело, что не так часто, как хотелось бы ей и читателям, удавалось публиковать это в журнале...
Но, как шутили у нас в редакции, «вся советская литература толпилась» в гостеприимном доме – коммуналка на Сретенке – семьи Тарасовых. Муж Елены – прекраснейший тонкий поэт Николай Тарасов, автор многих поэтических сборников. Он, кстати, первым заметил талант 15-летнего Евгения Евтушенко и опубликовал его стихи в «Советском спорте», где тогда работал. Он, что называется, ставил литературный вкус и руку начинающего поэта.
Да, литературный вкус, и понимание, и чувство прекрасного...
Всё это шло к читателям журнала благодаря неустанному труду Елены Тарасовой. Кто из читателей старой «Работницы» не вспоминает с благодарностью постоянные рубрики журнала, например «Лики красоты», посвящённые искусству?
Труженица, будучи уже очень больной последние три года своей жизни, Елена Тарасова работала над своим архивом: подготовила сборники своих очерков и воспоминаний о писателях и деятелях искусства; повесть «Детство в кармане». Но всё это лежит невостребованным...
Она была требовательным к себе и очень скромным человеком. Мало кто знал, что она в близком родстве с М.А. Шолоховым. Её мама, Нина Атаманчукова, умершая родами своей Леночки, – его двоюродная сестра, уроженка станицы Вёшенской.
Вот откуда, наверное, прелесть и обаяние этой женщины с её белоснежным, чёрнобровым – и нежным, и очень волевым – лицом истинной донской казачки.
Коллеги и друзья
Елена Тарасова беседует с Юрием Нагибиным