Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Фабрика зрителей

01 января 2007

ТЕЛЕ БРЮЗГА

АМВ США сериал «Закон энд порядок» идёт уже шестнадцать лет и имеет бешеный успех, значит, и у нас сможет поднять рейтинг канала? Поскольку точность следования оригиналу нашими режиссёрами, артистами, костюмерами и бутафорами пристально отслеживают американские хозяева, наших сыщиков вырядили в длиннополые пальто от Valentino и белые шарфы до колен (представляете себе нашего полковника милиции в белом шарфе на пиджаке от Dolce & Gabbana). Мы так не ходим, не говорим, не одеваемся, не возмущаемся и не плачем. Единственную нам поблажку, видимо, сделали: не дали главному герою в напарники негра (тьфу, афроамериканца) или сослуживца нетрадиционной сексуальной ориентации. Давая понять туземному зрителю, что он ещё не дорос до развитой политкорректности.
Американские консультанты строго-настрого запрещают несчастным, купившим право на экранизацию, менять героев или сценарий оригинальной версии. Они контролируют всё, вплоть до тона помады и ширины губ актрис. Российским актёрам надлежит играть, точно копируя американские прототипы, – это самое жёсткое требование иностранных наблюдателей. Они внедряют в наше зрительское сознание, что человек должен быть именно таким, как они, а другие люди – это уже отклонение от нормы. Настаивают не только на похожести характеров, но и на внешнем подобии героев. Декорации тоже должны быть, как у американцев, вот и любуется бутовский зритель на двухэтажное жильё с лестницей в квартире на окраине да ещё у нуждающейся семьи.
Ну, скажут нам, уже ко всякой ерунде придираетесь, кто всерьёз принимает непритязательные поделки на НТВ? Всерьёз не всерьёз, а эти сериалы расползлись по всем каналам, и постепенно, незаметно для нас мы начинаем подражать не просто няне Вике или следователю, уронившему из пробирки ДНК, а вполне определённой манере думать, говорить, одеваться, улыбаться, жестикулировать, радоваться тому, что радует их, и огорчаться от их бед, которые редко бывают похожи на наши радости и беды. Исподволь нас приучают к чужим стандартам поведения, к чужим взглядам на жизнь, учат смотреть на события их глазами. Ведь мы уже научились реагировать на всё тупым «Вау!», так почему же мы не верим, что скоро этим же «Вау» не отреагирует наш зритель на предложение заморского сценариста построить у нас на детской площадке натовский радар?
Американизированный стиль пролез и в другие наши передачи, трогательно соединив чуждую нам форму со скверным домашним содержанием. Помните Элизу Дулиттл? Дочка лондонского мусорщика мечтала стать «леди в цветочном магазине». И первое, что она предприняла, – это начала учиться правильно говорить на своём родном языке, так как понимала, что иначе не выбраться ей с Ковентгарденского рынка. Хороший пример для наших ведущих утренних новостей с центральных каналов, а ведь эти юноши и барышни кончали школы и даже кое-какие институты.
Но прислушайтесь, как они говорят, и говорят ведь на всю страну, а не прибытие поездов на вокзале объявляют. Кошмарный выговор, таинственный акцент, интонации с чужого языка, абсолютно не свойственные русской фонетике. Все эти «фенечки» взяты напрокат у западного телевидения. Оттуда же и дикая лихорадочная скороговорка, которая выдаётся за следование ускоренным темпам современной жизни. Всякий смысл сообщения просто теряется за отгадыванием словесных «пазлов». Несчастный метеорологический профессор захлёбывается ураганами, снегопадами и другими осадками, с трудом переводя дух. А ведь его благородные седины, указка и вальяжный вид так располагают зрителя к спокойной учёной речи.
Но, главное, во имя чего этот темп? Да всё для того же! Чтобы уместить ещё одну-две безумные рекламки или втиснуть какой-нибудь вздорный слоган, пропихнуть чудовищный клип с бессмысленным шлягером.
Умение держаться и правильно говорить – это не последняя составляющая профессии ведущего телевизионных передач. Убийства, светские разводы, олигархические скандалы – всё проговаривается с одинаковой полуулыбкой. Конечно, убийств и скандалов так много, что если делать приличествующее теме выражение лица, то зрители могут никогда не узнать, какой замечательный дантист у ведущих.
Другая крайность – разухабистое панибратство или вульгарные ужимки, кокетливое прищуривание, хихиканье, не по возрасту удивлённо вытаращенные глазки телематроны и всё тот же неистребимый доморощенный выговор. Мне могут возразить: приехали девчата и пареньки с Урала, Сахалина, Нечерноземья, гитисов не проходили. Так пройдите! Вы же на всю Россию вещаете, из Москвы, на Центральном телевидении работаете. Поучите технику речи, посетите мастер-класс по этике поведения, по эстетике, спросите, где ударения ставить, поинтересуйтесь спряжением глаголов, работайте над собой, усвоение импортных штампов и красивый галстук – это ещё не весь экзамен на профессионализм. 

Людмила СОСНОВА


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS