Понятие «лофт», ещё недавно воспринимавшееся на слух как некая экзотика, сегодня обретает в Москве конкретное содержание. Так что такое лофт? Этим английским словом, которое переводится как «чердак», или «верхний этаж», принято называть специфический вид жилища, размещаемого в бывших заводских или фабричных стенах.
Огромные площади (300 и более квадратных метров), высокие потолки (до 10 метров), панорамное остекление, часто обширные дворовые территории с промышленным пейзажем – вот основные современные особенности лофта.
Капиталистический Запад был первооткрывателем нового типа жилья, которому приглянулись пустующие промышленные здания. Приманкой для многих художников, музыкантов, архитекторов и прочих людей творческой профессии стали в тот период низкие арендные ставки. Большие свободные пространства бывших цехов позволили устроить в них мастерские, выставочные залы, подиумы для показа своих работ.
И что не менее важно – появилась возможность устроить своё жилище рядом с собственной работой, благо размеры помещений позволяли сделать это. Уже к 50-м годам прошлого века лофты считались одним из наиболее престижных типов жилья в Нью-Йорке, а впоследствии и в Лондоне, в районе Сохо. Кстати, последний, некогда расположенный на заброшенной окраине, стал популярен у туристов как место, где теперь располагаются художественные галереи, торговые и развлекательные центры и т.д. А начиналось всё это с лофтов.
Американский тип лофта, переместившийся в Европу, получил здесь благодатную почву для развития. Подобное жильё стало появляться в Германии, Австрии, Франции, Чехии и других странах. Старые производственные сооружения предоставили свою площадь для тех, кто почувствовал вкус к новому виду недвижимости.
Отдавая под реконструкцию отслужившие свой век производства, городские власти получали возможность спасти корпуса заводов или фабрик, имеющих историческую ценность, от разрушения и в то же время удовлетворяли потребности некоторых слоёв горожан в жилище.
Так, в Праге в лофты были преобразованы отреставрированные многовековые здания старых пивоварен. В Берлине и других городах Германии здания старых вокзалов стали, в частности, выставочными залами.
Сегодня мода на лофты дошла до Москвы. По прогнозам специалистов, в настоящее время промышленные зоны в нашем городе занимают 50 млн. квадратных метров. Но при этом реальным экономическим потенциалом обладают не более 30 процентов из них: это главным образом предприятия лёгкой, пищевой, мебельной и строительной индустрии. Другие давно забросили прежнюю «профессию» и занимаются сдачей площадей в аренду. А часть крупных малоэффективных предприятий занимает дорогостоящие земельные участки почти в центре города, при том что их здесь уже не хватает для нового строительства. Такое положение дел не устраивает городские власти.
Сегодня эта проблема приобретает особую актуальность при разработке дальнейших перспектив развития города на период до 2025 года. Неслучайно о разумном использовании бывших цехов заводов и фабрик под современное жильё шла речь на первом Московском международном фестивале «Арх-Москва». Авторы проекта «Свобода доступа» внесли ряд интересных предложений, посвящённых возможностям реновации индустриального московского зодчества.
По словам одного из авторов проекта, существует две возможности использования отслуживших свой век индустриальных сооружений. Или полный снос омертвевших стен, или сохранение облика архитектурных памятников промышленности при условии, что будет изменена их «начинка», превращённая в комфортное жильё или в центры культуры и развлечений.
В настоящее время уже больше десятка компаний охотно взялись за преобразование бывших промышленных предприятий в разных местах Москвы. Так, группа инвесторов планирует полностью преобразить к 2011 году ткацкую фабрику «Красная роза 1875», расположенную на улице Тимура Фрунзе. На месте здания фабрики будут созданы бизнес-центр класса А, фитнес-центр и жильё. Причём в число реконструированных входят три здания, относящихся к памятникам промышленной архитектуры. Кстати сказать, к ним относятся примерно 10 процентов из всех памятников истории и культуры, взятых под охрану в Москве.
В числе объектов, привлекательных для инвесторов, можно назвать Бахметьевский гараж, построенный в начале ХХ века. Его авторы – архитектор Константин Мельников и инженер Владимир Шухов. Работы по реставрации этого здания уже начаты. Подобные памятники промышленного зодчества могут прекрасно использоваться для культурно-зрелищных мероприятий.
Наибольший интерес инвесторов вызывает фабрика «Красный Октябрь», оказавшаяся внутри Золотого кольца Москвы. Её производство будет переведено на территорию концерна «Бабаевский».
Согласно первому проекту по строительству лофтов, который намечено реализовать к 2009 году на территории фабрики «Красный Октябрь», под жильё предстоит перестроить корпуса фабрики, имеющие охранный статус, и здание бывшего императорского яхт-клуба.
Предполагается, что в 2008 году жилой лофт, возникший на территории «Красного Октября», будет выставлен на продажу. Всего генеральный застройщик (группа «ГУТА-Девелопмент») планирует создать более 100 тыс. квадратных метров такого жилья. К разработке проекта одновременно привлечены и архитекторы мирового масштаба.
В планах правительства Москвы – за три года освободить территорию 300 промышленных предприятий. В их число могут войти пивной завод «Хамовники», корпуса завода «Серп и Молот» в Лефортове. Реконструкция многих индустриальных корпусов ожидается в Замоскворечье, на Красной Пресне, на улицах Новослободской и Шаболовке.
Прогнозы риэлторов в связи с будущим спросом на такой тип жилья неоднозначны. Одни из них утверждают, что лофты, в частности в обновлённом «Красном Октябре», будут иметь (и уже имеют) большой покупательский спрос, по мнению других, они вряд ли станут популярными у московской финансовой и культурной элиты. Среди причин «неприязни» к этому новомодному жилью называют то, что многие из её представителей остаются верными пышной декоративности классических стилей, помпезности и излишней перегруженности внутреннего пространства дорогими деталями, которые отсутствуют в лофте. Он отличается лаконизмом интерьера, свободой пространства, конструктивной и визуальной «откровенностью»: несущие конструкции, а иногда и кладка стен являются в нём единственным объёмно-декоративным оформлением. Несомненно одно: благодаря промышленным конструкциям жильцы этих квартир получают большие свободные пространства с обилием света и воздуха.
Рисунки автора