Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 апреля 2019 г.
Политика

Факел пробуждения

Таким видят пожар многие французы

24 апреля 2019
Для Гюго и Рильке огонь был кошмарным сном, проявлением исчадия ада

«На вершине самой высокой галереи, выше центральной розы, между башнями взметалось огромное пламя с вихрями искр. (…) Потоки жидкого свинца сливались, как вода из тысяч леечных отверстий. На башнях просматривались дьявольски промозглые лица, одно чёрное, а другое красное… Бесчисленные скульптуры бесов и драконов приобретали ужасающий облик… И среди этих чудищ, пробуждённых из каменного сна пламенем и гамом, был некто живой. Мы видели, как он время от времени проносился по горящему фронту огнища, словно летающая перед горящей свечой летучая мышь».


Так (в моём переводе, простите!) Виктор Гюго описывал придуманный пожар в соборе Парижской Богоматери. Через 188 лет, 15 апреля 2019 г., любимое великим художником сооружение горело наяву и именно так, как он предвидел в бессмертном одноимённом произведении.

Приехав в Париж для того, чтобы стать личным секретарём Родена, Райнер-Мария Рильке писал: «Ибо большие города, Боже, прокляты. И ужас пожаров таится в душе их». Великий поэт поместил эти строки в сборнике «Книга бедности и смерти» (1902), где он противопоставляет современную жизнь (чудовищные города, культ наживы, накопление мусора) жизни духовной, проходящей в постоянном диалоге со Смертью и Богом.

Рильке собирался стать (и он станет им) почти слугой Родена, к которому обращался не иначе как «Дорогой благоговейный мэтр», причём и в устной и письменной форме. А «мэтр» работал тогда над «Вратами ада», одним из величайших своих шедевров. Монументальное сооружение предназначалось для украшения спалённого коммунарами в 1871 г. и вновь отстроенного Дворца Орсе.

Для Виктора Гюго и Райнера-Марии Рильке огонь был кошмарным сном, проявлением исчадия ада. В 1789 г. революционеры глумились над собором Парижской Богоматери, но дальше святотатства и животной грязи дело не дошло. В 1871 г. коммунары хотели его спалить вместе с Лувром, кстати, но не успели. В 1944-м Гитлер отдал приказ спалить весь Париж, но он не был выполнен.

Огонь давно витает над «городом света». С начала нынешнего года он стал банальным явлением. Люди почти привыкли к тому, что горят магазины, рестораны, банки, машины, газетные киоски. Ровно за месяц до Кафедрального собора запылала вдруг церковь Сен Сюльпис, один из самых больших и красивых храмов столицы. Чудом пожар был потушен. По сей день неизвестно, почему, кто и как её поджёг. Известно только, что это дело чьих-то рук.

В 2018 г. французская полиция зафиксировала 1063 случая преступных осквернений церквей – намного больше, чем 2017 г. Об этом пишут швейцарские, испанские, британские, американские СМИ, но французские усердно замалчивают происходящее. А ведь «христианофобия» во Франции просто зашкаливает. В контексте этого замалчивания пылающий Нотр-Дам воспринимается как некое знамение. До сих пор французские церкви горели при всеобщем безразличии. А здесь – эмоции захлёстывают. И верующие и неверующие плачут. За два-три дня в специальный фонд, созданный для реставрации собора, поступило более миллиарда евро. Деньги льются рекой со всех концов света.

И вся эта драматургия развивается при шокирующей дехристианизации страны. В глубинке часто старенькие, нищенствующие священники «обслуживают» по двадцать-тридцать полупустующих приходов. Без КГБ, ГУЛАГа, научного коммунизма и воинствующего атеизма французы добились «успехов», которым позавидовали бы самые отпетые большевики-богоборцы.

Вот почему многие французские верующие видят в образе горящего главного собора страны мистический факел духовного пробуждения.

Виктор Лупан,
Париж


Тэги: Взгляд Виктор Лупан
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Если ты не сдаёшься

    21.02.2025
  • Чего хотят армяне?

    16.05.2024
  • Умер Виктор Лупан

    23.01.2022
  • О смерти главы редсовета «Русской мысли»

    23.01.2022
  • Про Сталинградскую битву забыли...

    11.05.2021
  • Вечный оппозиционер

    103 голосов
  • Её величество достало

    60 голосов
  • Николаю не удался постриг

    52 голосов
  • Русским нужно обрести уверенность

    51 голосов
  • Шурик, это же не наш метод!

    50 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS