Пересматривая в который раз гениальный фильм Алексея Германа «Двадцать дней без войны», невольно вспоминаю и советское детство, и мужчин папиного возраста с орденами и медалями на груди. Им тогда было лет по сорок – сорок пять, и все они воевали.
У нашего соседа был трофейный мотоцикл марки БМВ. Он приехал на нём с фронта и двадцать пять лет спустя всё ещё ездил на исправно работающем трофее охотиться с сукой Астрой в коляске. Жил у нас по соседству и сутулый сапожник еврей, говорящий с каким-то иностранным акцентом. Он был прекрасным мастером, и модные дамочки носили ему на ремонт свои туфельки на шпильках. И я носил – мамины, венгерские, замшевые. В полуподвальной мастерской было тепло и уютно. Мне нравилось сидеть у него и слушать. Я был разумным, читающим мальчиком. А он, устав от одиночества, любил поговорить. И, как у многих тогда, как у мамы моей, разговоры его были в основном о войне. Так я узнал, что был такой предатель генерал Власов, что у него была армия предателей, бывших советских солдат и офицеров, воевавших против нас в составе гитлеровских войск.
На уроках истории нам никто не говорил о «проблемных» вопросах. В книгах о них тоже не писали. Мы знали, конечно, об отступлении и поражениях начала войны, но нам ничего не говорили о сдавшихся в плен советских солдатах, коллаборационистах, полицаях и украинских фашистах, о том, что немцев даже встречали кое-где с хлебом и солью. Наше понятие о войне было героизировано. А когда Советский Союз рухнул – я к тому времени уже пятнадцать лет находился в эмиграции, – началось охаивание всего и вся, даже памяти о Великой Отечественной войне. Стали выходить книги о генерале Власове в облике «непонятого и трагического героя», а подвиг советского народа, освободившего мир от нацизма, стал преуменьшаться. Один известный русский автор даже написал, что мы «закидали немцев своими трупами».
В фильме «Двадцать дней без войны» есть интересный эпизод. Главный герой картины, Василий Лопатин – его играет Юрий Никулин – военный корреспондент, майор-фронтовик, приехавший на двадцать дней в Ташкент, заходит в кинопавильон, где снимается экранизация его же фронтового рассказа. Всё на съемочной площадке дышит неправдой. Лопатин пытается что-то исправить, а потом опускает голову и уходит.
Автором и повести «Двадцать дней без войны», и сценария одноимённого кинофильма был Константин Симонов – известнейший военный журналист, поэт, писатель, главный редактор «Нового мира» и «Литературной газеты», дважды секретарь Союза писателей СССР, член ЦК КПСС. Трудно придумать фигуру более «советскую», более официозную. Но, несмотря на всё это, он боролся против фальшака. «Мы хотели, – говорил за него Герман, – чтобы наш рассказ соответствовал тому горю, которое пережил народ и на фронте, и в тылу, когда люди страшно голодали, когда спали, закопавшись в уголь, и из последних сил давали всё для фронта».
Великая Отечественная война была великим подвигом всего советского народа. Не только воевавших на фронте, не только погибших с оружием в руках, но и тех, кто трудился не покладая рук, кто жил впроголодь, но не сдавался. «Всё для фронта!»
В знаменательный год 75-летия Великой Победы мы вынуждены бороться с новым фальшаком. На общем фоне разгара русофобии на Западе распухло отрицание роли Советского Союза и Красной армии в победе над фашизмом. То, что было очевидно для всех европейцев в пятидесятые, шестидесятые, семидесятые и даже восьмидесятые годы, стало отвергаться. Главный тезис ревизионистов заключается не в оспаривании сухого факта победы. Когда Красная армия штурмовала Берлин, никаких союзников и близко не было! Никто этого оспаривать не может. Но зато винят Советский Союз наравне с гитлеровской Германией в развязывании Второй мировой войны. Без пакта Молотова – Риббентропа, утверждают они, войны бы не было. Вот почему «в конечном итоге» победила фашизм не «советская деспотия с её рабским народом», а западная демократия во главе с США.
Бороться с этим непросто. 1945 год – далеко. Я, например, пытался убеждать интеллигентных, казалось бы, европейских коллег, советовал им почитать пусть не Симонова или Эренбурга, а хотя бы «Мемуары» Черчилля или Де Голля. Бесполезно! Нынешние западноевропейские потребители воспринимают мир только таким, каким преподносит его повсеместная и всеобъемлющая пропаганда. То, в чём когда-то упрекали советских людей – в наивности и отсутствии критического мышления, – сегодня отличительная черта западной демократии.
Но опускать руки нельзя! «Не в силе Бог, а в правде!» И рано или поздно она восторжествует.
Виктор Лупан,
Париж