Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 мая 2020 г.
Политика Настоящее Прошлое История

Фальшак вместо правды

Как объяснить европейцам очевидное?

13 мая 2020
В мае 1945-го советских воинов, освободивших Чехословакию  в результате Пражской наступательной операции, местные жители  встречали цветами

Пересматривая в который раз гениальный фильм Алексея Германа «Двадцать дней без войны», невольно вспоминаю и советское детство, и мужчин папиного возраста с орденами и медалями на груди. Им тогда было лет по сорок – сорок пять, и все они воевали.


У нашего соседа был трофейный мотоцикл марки БМВ. Он приехал на нём с фронта и двадцать пять лет спустя всё ещё ездил на исправно работающем трофее охотиться с сукой Астрой в коляске. Жил у нас по соседству и сутулый сапожник еврей, говорящий с каким-то иностранным акцентом. Он был прекрасным мастером, и модные дамочки носили ему на ремонт свои туфельки на шпильках. И я носил – мамины, венгерские, замшевые. В полуподвальной мастерской было тепло и уютно. Мне нравилось сидеть у него и слушать. Я был разумным, читающим мальчиком. А он, устав от одиночества, любил поговорить. И, как у многих тогда, как у мамы моей, разговоры его были в основном о войне. Так я узнал, что был такой предатель генерал Власов, что у него была армия предателей, бывших советских солдат и офицеров, воевавших против нас в составе гитлеровских войск.

На уроках истории нам никто не говорил о «проблемных» вопросах. В книгах о них тоже не писали. Мы знали, конечно, об отступлении и поражениях начала войны, но нам ничего не говорили о сдавшихся в плен советских солдатах, коллаборационистах, полицаях и украинских фашистах, о том, что немцев даже встречали кое-где с хлебом и солью. Наше понятие о войне было героизировано. А когда Советский Союз рухнул – я к тому времени уже пятнадцать лет находился в эмиграции, – началось охаивание всего и вся, даже памяти о Великой Отечественной войне. Стали выходить книги о генерале Власове в облике «непонятого и трагического героя», а подвиг советского народа, освободившего мир от нацизма, стал преуменьшаться. Один известный русский автор даже написал, что мы «закидали немцев своими трупами».

В фильме «Двадцать дней без войны» есть интересный эпизод. Главный герой картины, Василий Лопатин – его играет Юрий Никулин – военный корреспондент, майор-фронтовик, приехавший на двадцать дней в Ташкент, заходит в кинопавильон, где снимается экранизация его же фронтового рассказа. Всё на съемочной площадке дышит неправдой. Лопатин пытается что-то исправить, а потом опускает голову и уходит.

Автором и повести «Двадцать дней без войны», и сценария одноимённого кинофильма был Константин Симонов – известнейший военный журналист, поэт, писатель, главный редактор «Нового мира» и «Литературной газеты», дважды секретарь Союза писателей СССР, член ЦК КПСС. Трудно придумать фигуру более «советскую», более официозную. Но, несмотря на всё это, он боролся против фальшака. «Мы хотели, – говорил за него Герман, – чтобы наш рассказ соответствовал тому горю, которое пережил народ и на фронте, и в тылу, когда люди страшно голодали, когда спали, закопавшись в уголь, и из последних сил давали всё для фронта».

Великая Отечественная война была великим подвигом всего советского народа. Не только воевавших на фронте, не только погибших с оружием в руках, но и тех, кто трудился не покладая рук, кто жил впроголодь, но не сдавался. «Всё для фронта!»

В знаменательный год 75-летия Великой Победы мы вынуждены бороться с новым фальшаком. На общем фоне разгара русофобии на Западе распухло отрицание роли Советского Союза и Красной армии в победе над фашизмом. То, что было очевидно для всех европейцев в пятидесятые, шестидесятые, семидесятые и даже восьмидесятые годы, стало отвергаться. Главный тезис ревизионистов заключается не в оспаривании сухого факта победы. Когда Красная армия штурмовала Берлин, никаких союзников и близко не было! Никто этого оспаривать не может. Но зато винят Советский Союз наравне с гитлеровской Германией в развязывании Второй мировой войны. Без пакта Молотова – Риббентропа, утверждают они, войны бы не было. Вот почему «в конечном итоге» победила фашизм не «советская деспотия с её рабским народом», а западная демократия во главе с США.

Бороться с этим непросто. 1945 год – далеко. Я, например, пытался убеждать интеллигентных, казалось бы, европейских коллег, советовал им почитать пусть не Симонова или Эренбурга, а хотя бы «Мемуары» Черчилля или Де Голля. Бесполезно! Нынешние западноевропейские потребители воспринимают мир только таким, каким преподносит его повсеместная и всеобъемлющая пропаганда. То, в чём когда-то упрекали советских людей – в наивности и отсутствии критического мышления, – сегодня отличительная черта западной демократии.

Но опускать руки нельзя! «Не в силе Бог, а в правде!» И рано или поздно она восторжествует.

Виктор Лупан,
Париж

 

Тэги: Память Великая отечественная война Виктор Лупан
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Когда я был маленьким, была блокада...

    03.05.2024
  • Памяти Владимира Павловича Смирнова

    11.02.2024
  • «Это нужно — не мёртвым! Это надо — живым!»

    04.09.2023
  • Отец «Ну, погоди!»

    06.07.2023
  • 46 звёзд на фюзеляже

    21.06.2023
  • Летний поэт Жуковский

    346 голосов
  • Когда пришел на поле он…

    290 голосов
  • Горькое лето 41-го

    235 голосов
  • Нельзя поклоняться дьяволу

    218 голосов
  • Доцифровая эпоха (реквием по поэту Сергею)

    217 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS