Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Фамилия, которая стала брендом

01 января 2007

ПРОФЕССИЯ РЕЖИССЁР

– Моя фамилия Степанцев, – начинает почти любой телефонный разговор – с очередным ли режиссёром, которого планирует пригласить на постановку, с драматургом, чью пьесу сейчас репетирует труппа, или с вахтой театра – художественный руководитель Кировской «драмы». Собственно, его фамилия уже давно стала брендом. Брендом, неразрывно связанным с одной-единственной точкой на карте – Вяткой. А если точнее, с театром, чьё огромное, «роскошное не по городу», как писал в своих дневниках Евгений Шварц, прибывший в Вятку в 1942 году в эвакуацию с труппой БДТ, белое здание с колоннами венчает Театральную площадь. Театром, который давно стал сердцем, душой, гордостью и средоточием культурной жизни города и области. Театром, который Степанцев, лауреат Государственной премии РФ, заслуженный деятель искусств РФ, возглавляет (с незначительными перерывами – на Воркуту, Ярославль и столицу) почти тридцать лет. В сентябре худрук отметил свой 65-летний юбилей. А уже 2 октября театр открыл 135-й – юбилейный – сезон.

Не будет, впрочем, преувеличением сказать, что пересечение – режиссёрской судьбы и истории театра – происходит уже давно. Откроешь практически любую книгу, энциклопедию, альманах, монографию, посвящённую истории развития культуры в Кирове, и обязательно найдёшь, где строчку, где абзац или главу с упоминанием знаковой постановки «Ивушки неплакучей» по роману М. Алексеева, спектакля-дилогии, шедшего в два вечера, что для своего времени было абсолютно новаторским решением, за который в 1980 году Евгений Степанцев получил Госпремию. Новость эту молодому режиссёру сообщил Борис Чирков, народный артист СССР. Он сам позвонил Степанцеву домой сразу после заседания комиссии. Степанцев получал эту почётную и главную награду в своей жизни из рук великой Галины Улановой.

Почти в любой литературе, посвящённой истории театра, упоминается и награждение театра орденом Трудового Красного Знамени – высшей наградой, которой в то время могли отметить театр за творческие достижения. Было это в 1977 году, когда Степанцев, молодой выпускник ГИТИСа, ученик легендарного педагога Марии Осиповны Кнебель, уже был утверждён в должности главрежа. А в мае следующего, 1978 года, впервые за более чем столетнюю историю театра труппа побывала на гастролях в Москве. После этого действительно знаменательного события Степанцев ещё дважды вывозил театр в столицу с творческими отчётами.

Он разделил с этим театром свой успех и награды (а были и победы на многочисленных фестивалях, и «Золотая пальмовая ветвь», которой были удостоены только несколько лучших театров страны в рамках Международной программы «Партнёрство ради прогресса», за которой Степанцев ездил в Париж), был с ним и в добрые, и в непростые времена. И всегда оставался верен тем лучшим традициям русского репертуарного психологического театра, которые сложились в Кировском драмтеатре за долгую, славную его историю. Труппа и репертуар всегда были и остаются его главной заботой. Собственно, именно эта необходимость системно заниматься и репертуарной политикой, и заботиться о творческом состоянии труппы отличает худруков, творческих лидеров от приглашённых «разовиков», которые колесят по всей стране и нигде не задерживаются надолго. Худрук – это не почётный статус, но насущная необходимость постоянно брать на себя ответственность перед театром, труппой, перед зрителем. И в этом смысле кировским зрителям повезло необыкновенно. Именно кировский зритель первым в стране увидел на подмостках театра пьесы писателей-земляков: Ситникова, Крупина, Лиханова, которые Степанцев взял в репертуар. Он первым в стране поставил и «Сонату призраков» Стриндберга. Это было и есть его творческое кредо – не брать «замыленных» пьес, не ходить проторёнными дорогами, а идти на риск, создавая уникальный репертуар. Как любит повторять сам Степанцев, постановка спектакля – всегда плавание в неизведанное. И в этом смысле работа над пьесами, которые ты первым выводишь на сцену, к зрителю, становится вдвойне сложнее, но и интереснее.

Знаковыми для театра, для города стали и спектакли Степанцева по классической драматургии – Чехову, Щедрину, Толстому, Булгакову. К некоторым пьесам он возвращался не раз… Так, обрела вторую жизнь в репертуаре театра булгаковская «Зойкина квартира» – он ставил её в 97-м и вернул на сцену спустя 14 лет, весной 2011-го, на излёте предъюбилейного театрального сезона. Вновь возвращаться к материалу, который действительно волнует, не отпускает, который «не до конца пройден», могут сегодня позволить себе лишь большие мастера. Пресловутая погоня «за кассой» не всегда даёт такую возможность, и нужна определённая смелость – особенно в условиях небольшого города, имеющего, ко всему прочему, репутацию не самого театрального, – чтобы возвращать в репертуар уже показанные спектакли. Но, как известно, дважды в одну реку не войти. С момента первой постановки изменились страна, время, люди… И сегодняшняя «Зойкина квартира», хотя и её обитатели, и весь антураж остались прежними, разительно отличается от той, прежней. Единственное, что их объединяет, – поразительное созвучие своему времени, непреходящая актуальность и ощущение, будто только вчера – и про нас, сегодняшних, – написано…

На наших глазах уходит целое поколение режиссёров. Тула, Воронеж, Ярославль – всё множатся города, чьи театры совсем недавно простились со своими творческими лидерами, которым не всегда находится достойная замена… Уходит поколение, которое начинало свои первые шаги в режиссуре в другую эпоху, от нас всё отдаляющуюся. Поколение, через которое современный театр связан – порой почти невидимыми нитями – с великими традициями отечественного театрального искусства. Да и в целом сегодня в театрах, всё больше губернаторских и директорских, идут процессы, при которых значимость худрука нивелируется. И это вызывает тревогу. Тем оптимистичнее взгляд на положение Кировского драматического, творческое руководство которым на протяжении нескольких десятилетий осуществляет один человек, один худрук. Сегодня в труппу приходят молодые актёры, театр активно ведёт поиск молодых, талантливых режиссёров (с прицелом на вакантную пока должность очередного режиссёра).

К слову, это уже пятый юбилей театра, который вместе с труппой и зрителями отметил Степанцев. И в этом тоже есть какая-то особая магия – магия чисел, дат, совпадений. Театральные люди часто бывают суеверны. Но, может, это не столько суеверие, сколько особая восприимчивость творческих людей? В любом случае театр, чьи юбилеи по годам совпадают с юбилеями его художественного руководителя, наверное, может считать это неслучайным совпадением. Если хотите – закономерностью или даже судьбой.

Юлия СТРЕЛОК, КИРОВ

Обсудить в группе Telegram

Юлия Стрелок

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS