Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 января 2014 г.
Искусство

«Фантазии»

По мотивам пьесы Аллы Соколовой «Фантазии Фарятьева»

15 января 2014

Театр «Модернъ», режиссёр-постановщик – народная артистка России Светлана Врагова, в ролях: заслуженный артист России О. Царёв, народная артистка России С. Врагова, М. Орлова, М. Дианова, Е. Стародуб, Р. Коваль.

В 1976 году в БДТ Сергей Юрский поставил спектакль «Фантазии Фарятьева» по пьесе Аллы Соколовой, а тремя годами позже на экраны вышел одноимённый фильм с М. Неёловой и А. Мироновым в главных ролях. Несмотря на открытый финал с вечными вопросами: что есть эта жизнь? где мы настоящие – в своих фантазиях или наяву? что правда – дух или материя? – пьеса рассказала нам: сердце «маленького» человека способно вместить великие чувства.

Светлана Врагова верна себе и русской традиции: её театр в вечном поиске ответов на вечные вопросы. В «Модерне» по мотивам пьесы сделали очень красивый спектакль, историю о невозможности соединить поэтично-загадочную ирреальность и, так сказать, реализм в действии. О том, как порой мечты пытаются потеснить жизнь и что из этого выходит, вернее, о том, что ничего хорошего из этого не выходит, действительность не подвинешь…

За белой вуалью прозрачного занавеса – царство снов и фантазий, где всё так прекрасно, картинно, краски и свет приглушены. Здесь вопреки тягостной обыденности нет трудного быта, несчастной любви, собственной никчёмности; наоборот, жизнь полна гармонии, движения плавны, Фарятьев–Царёв ловок и артистичен.

Реальный мир врывается в сны безжалостно, ярким светом, лаконичной обстановкой бедной квартиры, где живут три женщины: чокнутая мамаша и две дочери, но и здесь сюрреализм бытия стремится взорвать бытовое болото. Мать всё время во что-то играет: то она изображает гейшу в кимоно и каждую фразу не произносит, а выпевает, то закатывает истерику младшей дочери-подростку, то поедом ест старшую.

Игры – распространённый способ ухода от реальности, и все на сцене увлечены ими: старшая дочь играет в отношения с Фарятьевым; младшая – в оторву-тинейджера; герой – то в робкого заику, то в остроумного ироничного молодого человека. Словно каждый пытается прорвать в себе эту белую вуаль, чтобы выцарапать себя настоящего…

Иногда, правда, О. Царёв несколько заигрывается, персонаж теряет внутреннее достоинство, превращается из скромного влюблённого почти в юродивого, в шута, и, к сожалению, в такие моменты даже его чувство к Александре видится странным, пустым ёрничеством.

Игра продолжается и в сценографии (Л. Наголова), а скорее, начинается с неё. Это постоянные косвенные отсылки к Рене Магритту: цвет, освещение; а то и прямые цитаты, как, например, замершая парочка с цветками у рта или Бедхудов в чёрном пальто и котелке, словно сошедший с картины классика сюрреализма. Я бы сказала, что эти параллели неслучайны, С. Врагова выстроила изящную логическую цепочку: фантазии – сны – нереальность – сюрреализм – Магритт.

По-моему, красивое звено.

Тэги: Театр
Обсудить в группе Telegram

Алёна Башкирова

Театральный обозреватель отдела "Искусство" в "... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • Не убивайте ангела в себе

    06.11.2024
  • ГАБТовские «Байки» для детей и взрослых

    19.10.2024
  • Принято «большинством голосов»

    17.10.2024
  • Фестиваль «Музыкальное сердце театра»

    19.09.2024
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Ёлки-палки и просто сказка

    143 голосов
  • От Ёжика до катарсиса

    101 голосов
  • Она умерла от любви...

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS