Светлана Врагова верна себе и русской традиции: её театр в вечном поиске ответов на вечные вопросы. В «Модерне» по мотивам пьесы сделали очень красивый спектакль, историю о невозможности соединить поэтично-загадочную ирреальность и, так сказать, реализм в действии. О том, как порой мечты пытаются потеснить жизнь и что из этого выходит, вернее, о том, что ничего хорошего из этого не выходит, действительность не подвинешь…
За белой вуалью прозрачного занавеса – царство снов и фантазий, где всё так прекрасно, картинно, краски и свет приглушены. Здесь вопреки тягостной обыденности нет трудного быта, несчастной любви, собственной никчёмности; наоборот, жизнь полна гармонии, движения плавны, Фарятьев–Царёв ловок и артистичен.
Реальный мир врывается в сны безжалостно, ярким светом, лаконичной обстановкой бедной квартиры, где живут три женщины: чокнутая мамаша и две дочери, но и здесь сюрреализм бытия стремится взорвать бытовое болото. Мать всё время во что-то играет: то она изображает гейшу в кимоно и каждую фразу не произносит, а выпевает, то закатывает истерику младшей дочери-подростку, то поедом ест старшую.
Игры – распространённый способ ухода от реальности, и все на сцене увлечены ими: старшая дочь играет в отношения с Фарятьевым; младшая – в оторву-тинейджера; герой – то в робкого заику, то в остроумного ироничного молодого человека. Словно каждый пытается прорвать в себе эту белую вуаль, чтобы выцарапать себя настоящего…
Иногда, правда, О. Царёв несколько заигрывается, персонаж теряет внутреннее достоинство, превращается из скромного влюблённого почти в юродивого, в шута, и, к сожалению, в такие моменты даже его чувство к Александре видится странным, пустым ёрничеством.
Игра продолжается и в сценографии (Л. Наголова), а скорее, начинается с неё. Это постоянные косвенные отсылки к Рене Магритту: цвет, освещение; а то и прямые цитаты, как, например, замершая парочка с цветками у рта или Бедхудов в чёрном пальто и котелке, словно сошедший с картины классика сюрреализма. Я бы сказала, что эти параллели неслучайны, С. Врагова выстроила изящную логическую цепочку: фантазии – сны – нереальность – сюрреализм – Магритт.
По-моему, красивое звено.