Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Фантомас против СССР

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Андрей Шарый. Знак F: Фантомас в книгах и на экране. – М.: Новое литературное обозрение, 2007. – 160 с.: ил.

Перед нами книга № 2 из затеянной издательством «НЛО» развлекательно-культурологической серии «Кумиры нашего детства». И если первая (о которой писала газета) была посвящена фигуре Агента 007, который к этим самым кумирам нашего детства может быть отнесён весьма и весьма условно, то данное исследование вполне держит серийную марку: уж кто-кто, а неуловимый злодей в «фантастической маске» оставил свой неизгладимый отпечаток в душе каждого советского школьника второй половины 60-х.
Журналист русской службы радио «Свобода» Андрей Шарый на сей раз обошёлся без соавтора. И немудрено – о своём герое, о многочисленных его художественных реинкарнациях он, кажется, знает всё. Изобилующий всякого рода занимательными подробностями, а также демонстрацией общей эрудированности рассказ о почти столетней биографии феноменального со всех точек зрения персонажа ведётся легко и непринуждённо, приправлен прямо-таки галльским юмором, но вовсе не лишён при этом некоей концептуальности взгляда. А с учётом перемежающих собственно исследовательские главы конспективных изящных изложений сюжетов отдельных книг и кинофильмов из грандиозной фантомасовской эпопеи этот труд вообще можно было бы рекомендовать в качестве едва ли не образцового сочинения в жанре ненавязчивого «софт-нон-фикшн», невзирая на отдельные его неточности и шероховатости. Если бы не одно «но»…
Пока речь идёт об отцах Гения Зла – Пьере Сувестре и Марселе Алене и их серии взорвавших Париж бульварных бестселлеров, о первых упражнениях на тему со стороны «великого немого» (пять картин Луи Фейяда) и так далее, вплоть до легендарной трилогии Андре Юнебеля с Маре и де Фюнесом, всё происходит более или менее складно и ладно. Но как только дело дошло до момента явления Фантомаса на экраны «нашего детства», Шарый как-то враз разбушевался. Видно, что решительно не укладываются и факт сам по себе, и социально-общественные его коннотации (действительно любопытные) в стройную систему авторских представлений. Он начинает путаться, противоречить сам себе на соседних страницах (то эти картины «идеологически безобидные», то заключают «в себе большую опасность для советских пропагандистов»), впадая в раж, достойный то ли комиссара Жюва, то ли сенатора Маккарти. Как вам, к примеру, фраза: Юнебель-де «походя позволял себе высказывать в адрес французских властей то, о чём в отношении родного советского строя даже пикнуть не осмеливался ни один официальный отечественный художник»? Или припечатывание всей советской культуры того периода определением «казённая»? На всякий случай напомним, на дворе 1966-й. Не девятьсот одиннадцатый и даже не сорок девятый! Впрочем, с исторической хронологией, с чувством времени у Шарого очевидные проблемы: вот он кратко характеризует первые годы «брежневского режима»: «Советский Союз, как мог, приоткрывался миру; Москва хранила воспоминания о Международном фестивале молодёжи и студентов; Гагарин улетел в космос…»
Хочется от души посоветовать основоположнику симпатично задуманной книжной серии слегка «подтянуть матчасть» в данном направлении. А то ведь, неровён час, прочтём в будущих выпусках, как индейцы Гойко Митича выступили альтернативой «Кубанским казакам», а «Неуловимые» – прямыми предтечами героев кинокартины «Сволочи».

Александр А. ВИСЛОВ

Обсудить в группе Telegram

Александр Вислов

Окончил театроведческий факультет ГИТИСа. Раб... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS