В Концертном зале им. Чайковского прошёл юбилейный вечер Московского государственного академического театра танца «Гжель», посвящённый 20-летию создания коллектива.
«Гжель прочно ассоциируется с Россией», – сказал, выйдя на сцену для поздравления, один из гостей праздничного мероприятия Леонид Рошаль. Действительно, взяв в 1988 году за основу тему русских народных промыслов, художественный руководитель «Гжели» известный хореограф Владимир Захаров именно народную составляющую своего театра считает базовой. Совершив десятки фольклорных экспедиций по городам и сёлам России, Владимир Михайлович собрал уникальный материал. «Увидеть из ста движений одно подходящее» – так объясняет профессор Захаров свою работу над фольклорными источниками. Делая хореографическую обработку, балетмейстер размышляет над народными корнями танца. Стилизуя, он переосмысляет их, делая современными и понятными широкому зрителю.
Собственно, действует он тут в духе модернистских перевоплощений фольклора, которые ещё в начале прошлого века осуществляли Виктор Васнецов и Михаил Нестеров в живописи; Николай Клюев и Сергей Есенин в поэзии. Как-то Есенин метко охарактеризовал творчество, своё и своих соратников по народному цеху, как «самоцветную маковку на золотоверхом тереме России, самое аристократическое, что есть в русском народе». Такой самоцветной маковкой предстало на вечере творчество хореографа в по-настоящему аристократичном искусстве театра танца «Гжель».
Не существующая уже в действительности, но подаренная нам в своих художественных воплощениях Святая Русь, сказочный Китеж-град вопреки всему всё же существуют в хореографических фантазиях, осуществлённых Захаровым. «Тонкая рябина», «Хохломская карусель», «Павловопосадские узоры» и многие другие номера танцевали на сцене в этот вечер разные поколения солистов труппы: Людмила Коркина, Александр Ковтун, Дмитрий Толмасов, Алексей Есин и другие талантливые артисты театра.
Былинные богатыри добры молодцы и их красны девицы, вышедшие прямо из русских сказов, то плели на сцене кружевные хороводы, то с молодецкой удалью наяривали вприсядку и вертелись волчком, то трагически летели белыми журавлями. Под известную песню Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова в этих птиц превращались павшие в бою солдаты в номере, снискавшем особенный успех на вечере.
Сама история России порой оказывалась запечатлённой в редких по красоте хореографических зарисовках. Вместе с тем долго проработавший с Мюзик-холлом и не один год сотрудничавший с известной немецкой труппой «Фридрихштатс палас» хореограф вносит в своё творчество приметы и этого жанра. Переработав их, естественно, на основе русского материала.
Кровно связанный с народным танцем Захаров, тем не менее зачастую расширяет его возможности и за счёт академической классической школы. Классика серьёзно преподаётся в хореографическом училище, созданном при театре. Эта школа тоже была представлена на юбилейном концерте своими воспитанниками.
Лучшими из них оказались Анастасия Ершова и Денис Родькин, пополнившие программу вечера па-де-де из старинного балета «Сильфида». Станцевав вариацию из этого па-де-де на сцене Большого театра, Родькин даже произвёл сенсацию на смотре хореографических училищ России, который окончился недавно в Москве. «Мы никого не повторяем и не копируем», – сказал Захаров, обращаясь к публике в конце вечера. Именно эта самобытность и снискала успех у зрителей в самых разных странах за 20 лет существования коллектива.
Что ж, в постановках Захарова (а им было создано 268 композиций!) народный танец действительно свободно уживается с классикой, приёмами кабаре, варьете и мюзик-холла. Но от таких примесей традиция только выигрывает, окрашиваясь в более современные тона.