Фильм снят по мотивам прозы Вячеслава Кондратьева, воевавшего в 1942-м под Ржевом, а именно повести «Искупить кровью». Конечно, при экранизации литературное произведение может претерпевать серьёзные изменения, насколько в данном случае интерпретация близка к первоисточнику?
Повесть «Искупить кровью» очень похожа на знаменитую книгу Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», удостоенную сталинской премии в 1947‑м и замечательно экранизированную в 1956-м («Солдаты»). Она – о героизме солдат и подлости начальника, посылавшего их на верную смерть. Действие повести Кондратьева начинается сразу после атаки роты красноармейцев, завершившейся взятием деревни Овсяновка. Эта атака воспроизведена в фильме сильно, может быть, чересчур натуралистично. Покоробило одно: красноармейцы были без маскхалатов. Почему? Как на рассвете они так незаметно смогли близко подобраться к немцам, которые, кстати, были в маскхалатах? Потом вопросов всё больше и больше. И они всё принципиальнее.
У Кондратьева Карцев (в фильме его играет Иван Батарев) – приблатнённый москвич, который видел в Марьиной роще настоящих бандитов, но сам не бандит, а тут он настоящий урка, который по ходу боя перевоспитывается. У Кондратьева урка другой, его зовут Серый. Он разыскивался после того, как в Москве ограбил ювелирный магазин, теперь решил спрятаться в армии и, назвавшись чужим именем, записался в добровольцы. У Серого своя цель – бывших урок не бывает! – завладеть надёжными документами (это он потом убьёт особиста) и дезертировать в тыл. И это в повести ему удаётся! В фильме же матёрый уголовник становится образцовым солдатом – такие урки, надо думать, и выиграли войну.
В фильме особиста Рыкова (Григорий Некрасов) никто не убивает, его ранят при обстреле, он лежит в воронке с арестованным за хранение немецкой листовки старым солдатом (Александр Аравушкин). Они разговаривают – в фильме слишком много философских бесед, в боевой обстановке не до болтовни, все всё понимают с полуслова – но, надо же, старый солдат перед смертью перевоспитывает Рыкова. Он перестаёт в каждом видеть потенциального предателя. Потом немцы обнаруживают раненого Рыкова и его связного – украинца. Связной (Пётр Логачёв) молит о пощаде, немец-офицер предлагает: убей, дескать, русского особиста, тогда оставим тебя в живых. Связной не может этого сделать, стреляет в себя. Немец досадует и, как будто предчувствуя нынешнюю политическую конъюнктуру, пророчит: «Ничего, мы их научим убивать друг друга». Этого, разумеется, у Кондратьева нет, всё придумал Копылов.
Он же придумал, что именно тогда, когда уже немцы подбираются к деревне, вся головка роты спускается в подземелье, где под мощными сводами лежат сотни замученных фашистами местных жителей (какие огромные катакомбы под сельской церквушкой?). Раздражал в фильме чрезмерно суетливый политрук, почему-то очень похожий на Максима Галкина. В подземелье случается что-то вроде партсобрания, говорят о стукачах, предателях и любви к Родине. Звучит это неуместно и фальшиво! Тем более что присутствующий здесь ротный (Сергей Жарков) только что призывал быть начеку, потому что фашисты с минуты на минуту будут штурмовать село. Так и случилось.
Пока ротный с бойцами витийствовал в подземелье, начался бой... Один из красноармейцев чудесным образом вызнал, что немцы больше рисковать своими людьми не хотят и потому готовят страшный миномётный обстрел наших позиций. И тогда ротный в нарушение приказа комбата распоряжается отходить: «Превращать свою роту в фарш я не позволю». Сам он с уркой Карцевым остаётся прикрывать отход (от кого прикрывать, от миномётов?). У Карцева нашлись трофейные сигары и шнапс. В ожидании обстрела они курят сигары и провозглашают тост, цитирую: «За фарт и за победу!» Это уже не фальшь, а фарс какой-то. Ротный с Карцевым после обстрела остаются живыми, отходят к своим…
К концу фильма совсем перестаёшь верить в предлагаемые обстоятельства. Лучше пересмотреть ленту «Солдаты» на ту же тему. Там Иннокентий Смоктуновский замечательно сыграл лейтенанта Фарбера.
Александр Кондрашов