Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Феномен литературного места

01 января 2007

ШЕСТЬ ВОПРОСОВ ИЗДАТЕЛЮ

Издательский дом «Коктебель» (Феодосия) существует с 1995 года. О том, какие книги выпускает русское издательство в Крыму и с какими трудностями сталкивается, нам сегодня рассказывает главный редактор Дмитрий ЛОСЕВ.

– Как началась ваша издательская деятельность?

– Я был журналистом в газете «Победа», занимался историей и краеведением, потом работал в Симферополе в администрации президента Крыма. Познакомился со множеством интересных и неравнодушных к нашей истории и культуре людей. И вот мы начали выпускать альманах «Крымский альбом». В нём публиковались историко-краеведческие очерки, путевые заметки, воспоминания, письма, стихи, впервые опубликованные тексты из числа хранящихся в государственных и частных собраниях России и Крыма, материалы из редких и малодоступных изданий XVIII – начала XX века. Аудитория альманаха – это и специалисты-историки, краеведы, и просто интеллигентные читатели, которым интересны культура и судьба Тавриды. В 2003 году книгой мемуаров Марии Степановны Волошиной «О Максе, о Коктебеле, о себе» мы открыли книжную серию «Образы былого».

– Можно ли кратко сформулировать концепцию вашего издательства?

– Главная тема, которой посвящены наши книги, – это Крым и русская культура. Следует отметить, что мы выпускаем книги только на русском языке. Считаю это естественным и правильным: я русский и пропагандирую русскую культуру. А она очень ярко отображена в истории Крыма. Ещё Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что «Крым – это поразительный феномен русской культуры». Здесь бывали многие выдающиеся деятели, и каждый так или иначе внёс частицу своего таланта в создание той культурной истории Крыма, которую мы сейчас пытаемся сохранить.

– Великих, безусловно, много, но есть имена, которые в сознании читателя крепко-накрепко связаны с Крымом. Прежде всего, конечно, Максимилиан Волошин. А кто ещё, о ком рассказывают читателям ваши издания?

– Да, Волошин – одно из главнейших наших имён. Но есть и другие – например, Антон Павлович Чехов, чья ялтинская дача до недавних пор пребывала в забвении и была под угрозой разрушения. Хорошо, что к ситуации удалось привлечь внимание, теперь Белую дачу реставрируют, и можно надеяться, что этот уникальный памятник сохранится для будущих поколений. Лишь бы они читать не разучились!

– А дома-музеи писателей для них удастся сохранить? Как обстоят дела с реставрацией?

– Музей Волошина в своё время обратился в Россию, к Владимиру Путину, и им помогли. Украинские власти, увидев такое дело, тоже стали выделять музею деньги. Если вдуматься, то и в каждом из дворцов-музеев отражена русская культура. Переводить такую экспозицию на украинский язык по меньшей мере странно. Эдакое межевание культуры получается…

Но, возвращаясь к вопросу о выдающихся деятелях культуры, надо напомнить, что Крым – это и Марина Цветаева, и Александр Грин, и знаменитый художник-маринист Иван Айвазовский. Так что серия «Образы былого» постепенно наполняется очень интересными изданиями. Критерий отбора книг для публикации – эксклюзивность материала. Вот только что вышел в свет сборник писем Черубины де Габриак, из которых большая часть опубликована впервые.

– Какие ещё темы вас интересуют, как вы находите авторов?

– Авторы сами находятся. Благодаря «Крымскому альбому» нас знают. Об издателе много говорят выпущенные им книги. Вот, например, у нас вышла первая книга-альбом архитектурной графики из серии «Порты мира», посвящена прекрасному белокаменному городу Севастополю, создана к его 225-летию. В альбом вошли 40 видовых иллюстраций в технике старых мастеров «гризайль» и 80 перьевых графических рисунков.

Мы опубликовали ряд книг, посвящённых российским новомученикам. Надо помнить о людях, которые всем, вплоть до собственной жизни, жертвовали, но от православной веры не отрекались. Первая книга протоиерея Николая Доненко, вышедшая в нашем издательстве, называлась «Новомученики Феодосии», с тех пор вышло ещё несколько. Есть у нас книги, посвящённые теме красного террора в 1920–1921 гг. Вместе с ведущим специалистом по Волошину Владимиром Купченко мы подготовили и выпустили пять книг.

Иногда мы уже и за пределы Крыма выходим. «Воспоминания о русском доме» Анны Бродской (Скадовской) – уникальная книга, вышедшая тоже в серии «Образы былого» и посвящённая Адольфу Бродскому. С его именем связана целая эпоха в истории музыкальной культуры рубежа XIX и XX веков. Он известен как первый исполнитель скрипичного концерта Чайковского. Ему посвящали свои произведения Григ, Чайковский, Элгар. Эти воспоминания были изданы на английском языке в 1904 г. в Манчестере, и только теперь мы выпустили русское издание. В книге – путевой дневник и письма Антонины Скадовской, племянницы Бродского, рассказывающие о поездке к Григам в Норвегию; фрагменты писем и дневников Эдварда Грига и его супруги. Особое место занимают документы из архива Дома-музея Чайковского в Клину. Впервые в полном объёме опубликована переписка Адольфа и Анны Бродских с Петром Ильичём Чайковским и его братом Модестом.

Издаём редкую классику. Совместно с музеем Грина мы опубликовали неизвестные произведения Александра Степановича. Это рассказ «Дикая роза» и роман «Недотрога», сотрудники музея буквально из фрагментов собрали их.

Запланирована у нас антология «Крым в поэзии» в шести томах, которые мы хотим выпустить одновременно, произведения поэтов от Гомера до наших дней, более полутора тысяч имён.

– Где распространяются ваши книги?

– Все книги мы обязательно представляем в России. А печатаем их не только на Украине, но и в Туле. Мы тут подсчитали, что из числа книг, купленных в Крыму летом, 75 процентов уезжают в Россию. Туристы у нас в большинстве своём люди интеллигентные. Хотя бывают и совершенно удручающие примеры – человек приехал в Коктебель, идёт мимо Музея Волошина, и ему это совершенно не интересно. А ведь дом Волошина уникален, во всей России подобные можно пересчитать по пальцам. Он чудом сохранился, вдова Волошина Мария Степановна сберегла этот дом-музей с 18 тысячами единиц мемориального фонда. Надо людям объяснять, рассказывать, помочь почувствовать и понять, что такое феномен литературного места.

Обсудить в группе Telegram

Ольга Шатохина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS