Экран – уже награда
Существует давнишняя традиция: если человек любой профессии сделал что-то ценное, важное, серьёзное, а может быть, даже гениально-феноменальное, то его показывают по телевизору. То есть иногда сам показ на экране становится наградой или признанием. Однако самое любопытное заключается в том, что какой-либо выходящий в эфир тележурналист или ведущий – уже как будто получил такую награду. Он уже замечен зрителями, публично признан, отмечен судьбой. Всякое мало-мальски мелькающее экранное лицо уже как бы получило то, к чему иные стремятся в течение всей своей жизни или до них доходит это лишь порционно. Постоянный позитивный показ физиономии журналиста по ТВ приводит к признанию его обществом, да и негативный – как ни странно – становится отличной рекламой или пиаром. Яркий пример здесь Дмитрий Нагиев. Вполне вероятно, что он не бездарный актёр, но для того чтобы доказать это, ему приходится с особым напором и задором убеждать зрителя в своей состоятельности в качестве ведущего, умеющего многократно упоминать в эфире своё собственное имя и выдавать на публику заученные наизусть пошловатые анекдоты. В итоге – он прославившийся человек, «премированный» судьбой… Когда таких подрастающих на экране счастливчиков судьбы становится много – им уже мало просто признания зрителей, им нужны доказательства их значимости в своей же среде. И вот тут в ход идут разные способы ранжирования, среди которых особое место занимают высокие определения типа «лауреат» или «академик». Ну как же, меня показывали больше ста раз в отличие от какого-то писателя или учёного, а он вот имеет звания и награды, а я – нет! Эта незатейливая логика порождает цеховые или корпоративные премии вроде той, что мы все эти годы и называли аббревиатурой ТЭФИ. Её сходство с псевдонимом замечательной и талантливой женщины – писателя и деятеля русского зарубежья Тэффи – было особым изыском. Но если американская телепремия «Эмми» (а представители ТЭФИ, естественно, считают её своим аналогом, так же как и «Оскар»!) происходила по названию от слова immy (катодная трубка в старых телекамерах), то про ТЭФИ ничего определённого мы сказать не можем, кроме развёрнутого сокращения от фразы «телевизионный эфир».
Законы успеха
ТЭФИ подтверждала старые истины о том, что премия – это удел тех, кто соответствует некоторым определённым меркам и характеристикам. А именно. В наши дни ТВ-премию могут быстро получить те, кто понимает, что такое экранный мейнстрим и не выходят за рамки канона. Само присуждение премии не является гарантией того, что номинант действительно сделал что-то ценное или это было на грани «искусства» (а именно слово «искусство» заявлено было в подзаголовке ТЭФИ). Премии зачастую получают те, кто их раздаёт или участвует в принятии решений, неизбежен корпоративный междусобойчик, желание отблагодарить или не обидеть друг друга. К тому же коллективное утверждение о признании важно для доказательств правильности принятых решений, и чем больше коллектив своих же награждённых, тем сложнее доказывать кому-то со стороны, что они ошибаются или просто связаны одной цепью… Во всяком случае, чтобы попасть в разряд отмеченных, нужно соответствовать некоторым параметрам. Во-первых, регулярно выходить в эфир (любой ценой), всегда быть «в обойме» заинтересованного сообщества и слыть активным тусовщиком в телевизионной среде. Во-вторых, при создании даже особо острых материалов всегда знать предел допустимого, быть лояльным к общеполитическим тенденциям, не переступать порог табуированных тем или не затрагивать лично тех, кто будет награждать… Эти несложные правила обычно приводили к успеху, ибо количество статуэток было довольно обширным, а для создания и прикрытия лиц, наиболее важных и многократно награждаемых, – параллельно награждались в качестве ширмы лауреаты попроще и послабее. В итоге получилось даже развитие региональных ТЭФИ, которые, естественно, контролировались сверху, из Москвы…
Индустрия ТВ
Новая «индустриальная» премия может пойти другим путём. Но пойдёт ли? Как было отмечено, жюри ТВ-премии на 80% составят бывшие «академики телевидения». У руля премии – их также немало. Возникает ощущение, что причиной создания всероссийской индустриальной премии стали личные разногласия тех, кто разошёлся, когда-то неплохо дружив в ТЭФИ… Партнёрство (официальный термин проекта) в Комитете индустриальных телевизионных премий базируется на денежных взносах соучастников и создано на идее, выдвинутой Михаилом Лесиным, возглавившим недавно «Газпром-медиахолдинг». Новая национальная премия нужна, ибо, по словам президента вошедшей в комитет Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуарда Сагалаева, – «ТЭФИ умерла».
Особо эмоционально отреагировал на появление новой премии Владимир Познер. По его словам, у него даже «был шок». Оказывается, ему ничего не сообщили. То есть не доложили тому, кто являлся неоднократным обладателем статуэток бывшей ТЭФИ, причём несколько из которых им были получены в период его президентства в фонде. В надежде выйти из недвусмысленно матового положения всю середину декабря по его призыву будут собираться оставшиеся учредители приторможенной ТЭФИ, а затем – ещё не разбежавшиеся члены фонда. Кто придёт, что будут делать осиротевшие от денег и внимания коллег бывшие «академики телевидения» – судить трудно. Но сам В.В. Познер, чуть-чуть пошумев, быстро смягчил свою ярость на хорошо отработанную ещё в советское время двойственную лояльность: мне это не нравится, но надо «искать консенсус». Самое поразительное, что всем уже абсолютно ясно – и в этом консенсусе, и в одобрении отдельно взятого журналиста сама новая индустриальная ТВ-премия вовсе не нуждается, а бойкот «старообрядцев» даже не заметит…
Каковы же свежие веяния в новом проекте? Предполагаются три премии: региональная, за «вечерний прайм-тайм» и за «дневной эфир». И в каждой – по 12 номинаций. Новую статуэтку ещё не придумали. Итак – 36 победителей (немалая цифра!) будут ещё награждены также денежными призами (в ТЭФИ денег не было). Кто будет платить? Пока ещё это не решённый до конца вопрос. Но учредительские взносы телеканалов и иных участников будут иметь немалое значение.
Есть ли что-то существенное в отличии новой индустриальной премии от ТЭФИ? Ответ однозначный – пока нет! Заявлено, что будут привлекаться к судейству деятели культуры, журналисты и так далее… Но даже их 20% никак не смогут повлиять на корпоративные решения. Конечно, можно легко привести в пример американский «Оскар» в сфере киноиндустрии. Там ведь сами деятели кино принимают решения о награждении. Видимо, по-другому и телепремии существовать не могут. И мы получаем ещё одну попытку создания агентства по выдаче заслуженных званий внутри корпорации. Правда, трудно придумать более высокое звание, нежели «академик телевидения». Даже интересно: как будут себя называть будущие победители. Ведь лауреатов у нас нынче великое множество. А качество содержания ТВ-вещания оставляет желать лучшего. И видимо, надолго.