Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 сентября 2025 г.
  4. № 36 (7000) (10.09.2025)
Телеведение

Фэнтези-пазл

«Этерна» как российский аналог «Игры престолов»

11 сентября 2025
Дуэль Альвы (Юрий Чурсин) и Окделла (Виктор Добронравов)

Светлана Рогоцкая

Коллекция российских фэнтези-сериалов пополнилась «Этерной», снятой режиссёром Сергеем Трофимовым по мотивам цикла книг Веры Камши «Отблески Этерны». С момента выхода «Этерны» (пилотная серия вышла еще в 2022 году) о ней заговорили как о российском аналоге «Игры престолов».

В основе сюжета «Этерны» – история о цивилизации, очень похожей на земную, под названием Кэртиана. Генерал Эгмонт Окделл (Виктор Добронравов) поднимает восстание против правящей в королевстве Талиг династии Олларов, чтобы вернуть трон свергнутой 400 лет назад династии Раканов. Герцог Рокэ Альва (Юрий Чурсин), первый маршал короля, убивает Окделла на дуэли, и восстание проваливается. Спустя восемь лет сын убитого Эгмонта Ричард Окделл (Иван Трушин) отправляется в Талиг, чтобы отомстить герцогу за смерть отца, но тот неожиданно выбирает его своим оруженосцем. Юный Алдо Ракан, наследник династии Раканов (Антон Рогачёв), пытается вернуть утраченный трон. Для этого он заключает договор сначала с предводителем народа гоганов, затем с главой Ордена Истины. Все это происходит на фоне угрозы прихода Великого Излома, который, по древним пророчествам, уничтожит Кэртиану. Священник отец Герман, сын кардинала Сильвестра из королевства Талиг (Иван Добронравов), ищет в древних книгах знания о Великом Изломе, а затем отправляется в затерянный в пустыне город Гальтара, где, по преданиям, находится таинственный Храм четырёх – тех, кто может спасти мир от Великого Излома.

Сюжетные линии развиваются параллельно и друг с другом не пересекаются, по крайней мере в первом сезоне (на данный момент анонсировано три сезона). На то, чтобы разобраться в героях и их сюжетных линиях, запомнить названия городов, государств и городов-государств, уходит примерно три серии (а всего в первом сезоне сериала их шесть). Как раз к этому моменту сюжет начинает более-менее динамично развиваться, но уже не за горами финал.

Неоднозначное впечатление оставляет подбор актёров. Выражаясь современным языком, хедлайнер сериала – герцог Рокэ Альва в исполнении Юрия Чурсина. Амплуа харизматичного героя, которому присущи и тёмные, и светлые черты, безусловно, ему подходит. С остальными персонажами дело обстоит несколько хуже. Ричард (Иван Трушин), обладающий модельной внешностью, подобран явно по голливудским стандартам, но в актёрском мастерстве и обаянии Альве-Чурсину уступает. Первородный Альдо Ракан (Антон Рогачёв) внешностью и манерой игры больше напоминает современного студента, чем потомка богов, обладающего особой силой. Глава гоганов Енниоль в исполнении Евгения Стычкина в целом получился весьма колоритным, за небольшим исключением – уж больно ненатурально выглядит его борода. Дочь Енниоля Мэллит (Валентина Ляпина) поначалу кажется простоватой, но по мере развития сюжета это впечатление сглаживается неплохой игрой молодой актрисы. А вот сестра Ричарда Айрис (Ксения Трейстер) вызывает сплошные вопросы. Внешность у девушки не аристократическая от слова «совсем» (одни веснушки чего стоят), а её героиня холодна и высокомерна. С выражением эмоций у многих героев сериала вообще серьёзные проблемы, и это – один из самых значимых минусов. Без эмоций нет сопереживания и зрительского интереса. В целом, если бы, помимо Юрия Чурсина и Евгения Стычкина, в сериале было бы больше звёздных актёров первой величины, думается, что впечатление от просмотра было бы сильнее, а рейтинг сериала – более высоким.

С точки зрения зрелищности все каноны соблюдены. Показана жизнь, сильно похожая на средневековую, с палитрой от придворных сцен до ужасов, творящихся в закрытых религиозных орденах. Хороши пейзажные съёмки. Впрочем, получилось не всё и не везде. Например, в сцене прощания Альдо со своим помощником Робером, отправляющимся за военной помощью в страну барсов, Альдо стоит на вершине ярко освещённой пирамиды, и становится совершенно непонятно, что это за пирамида – до этого момента в городе-государстве Агарис таковых не наблюдалось.

Цепляющих с психологической точки зрения сцен немного, что, к сожалению, подтверждает устойчивый тренд на голливудский стиль – главный упор на картинку и спецэффекты, а внутренний мир героев, идея «на подумать» зрителям – где-то на периферии.

Завершается сериал тем самым Великим Изломом. Но интриги не случилось. То ли из-за наличия информации о продолжении, то ли по каким-то другим причинам. Желания узнать, что будет дальше, у меня не возникло. От моего мира этот сложносочиненный, похожий на пазл мир очень далёк. Любителям собирать пазлы он, возможно, придётся по вкусу.


Обсудить в группе Telegram

Светлана Рогоцкая

Родилась в 1976 году в Москве. Окончила МГЮА (1... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • О врачах-убийцах

    10.09.2025
  • Марлен Хуциев: последняя экспедиция на Кавказ

    31.08.2025
  • «Окно в Европу» разрушает стереотипы

    27.08.2025
  • Человек с аккордеоном

    26.08.2025
  • Бедный Уильям

    23.08.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Выставка Интервью Событие Утрата Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS