С 28 сентября по 3 октября в Донецкой Народной Республике пройдёт III Международный фестиваль фантастики «Звёзды над Донбассом – 2021». Впервые конвент состоялся в 2019 году, когда Донецк посетили: Сергей Лукьяненко, Роман Злотников, Андрей Лазарчук, Сергей Чекмаев, Евгений Лукин, Михаил Тырин, Сергей Волков, Юрий Бурносов, Дмитрий Казаков и другие известные писатели. О предстоящем событии, культурной жизни на Донбассе и о том, как влияет война на литературу, рассказал учредитель фестиваля «Звёзды над Донбассом» председатель Общественной палаты ДНР Александр Кофман.
– Александр, с чем связан ваш интерес к искусству?
– Донецк всегда славился своей устремлённостью к искусству. Здесь замечательные театры и филармония, всегда переполненные залы. Донецк тяготеет к культурной жизни и достаточно полно её реализовывает.
– При всём многообразии направлений, почему вы выбрали именно литературу?
– Я всегда считал, считаю и буду считать, что именно она формирует личность человека. Либо литература, либо её отсутствие. В случае отсутствия – возникает антиличность. По этой причине, мне кажется, невозможно ЧРЕЗМЕРНО уделять внимание развитию литературы. Правильной литературы, несущей верные ценности, верные идеи, всегда не хватает. И если есть возможность принять участие в развитии этих процессов, значит, этим нужно заниматься. Давайте говорить откровенно: в обстреливаемой республике, в непризнанной республике проходит крупнейший на постсоветском пространстве фестиваль. До войны на Украине существовал такой конвент – «Звёздный мост». На него приезжали писатели со всей России и Европы. С начала событий на Майдане, с начала изменения ценностей на Украине – культурных и политических – фестиваль «приказал долго жить». Российские авторы отказались на него ездить, европейским неинтересно приезжать в страну победившего нацизма. Культурный сектор оказался закрыт, и показательно, что Донбасс сразу же подхватил падающее знамя.
– А как сейчас обстановка с литературой в Донбассе?
– Вы имеете в виду донецких авторов?
– Именно.
– Вы же понимаете, что, например, в блокадном Ленинграде появилось своё литературное течение. Военные действия накладывают отпечаток на мировоззрение людей. Донецкая проза и поэзия стали тяжелее. Есть замечательная поэтесса Анна Ревякина, написавшая поэму «Шахтёрская дочь». Это произведение невозможно читать без слёз. Оно лучше многих других отражает реальность. Но при этом есть замечательные стихи Вячеслава Теркулова «Донецкий дождь». В них, несмотря на артобстрелы и бомбёжки в современной республике, военному разрушенному городу противопоставляется совершенно мирный Донецк.
– Вы подчёркивали, что для вас очень важно становление личности читателя, процесс формирования настоящего человека...
– В качестве параллельного аргумента сразу могу сказать: наблюдение за становлением личности всегда было одним из самых популярных процессов в литературе. Просто сейчас оно заменено вниманием к дешёвому ЛитРПГ (поджанр фантастической литературы, основанный на субкультуре популярных ролевых компьютерных игр. – Ред.). То есть мы читали о социальном становлении, а сейчас молодёжь читает о распределении по «скиллам» и прочее. Но хотя бы читают. История отечественной литературы знала примеры, когда в 90-е годы на прилавки была выброшена «куча мусора», и голодный до книг читатель потреблял всё без разбора. Но прошло время, и на первый план вышли определённые течения, направления. Так произойдёт и сейчас: «нефильтрованная куча» канет в небытие, и останется только настоящая вечная литература.
– Раз мы заговорили о молодёжи, то какие книги интересуют молодых донецких читателей?
– Общаясь с молодёжью, я был несколько удивлён их предпочтениями в том смысле, что такие книги нужно было читать несколько ранее. Люди от двадцати пяти лет и старше почему-то зачитываются классикой русской литературы. Замечательно. Но, на мой взгляд, это показатель отставания. Классику необходимо читать в школьном возрасте, когда ты абсолютно открыт, а в двадцать пять нужно уделять внимание современной литературе. Молодёжь то ли перечитывает хрестоматийные произведения, то ли, в какой-то степени отставая в чтении, остаётся в зоне классики, прячась от современности. Помните, была серия «Классики и современники»?
– Да, конечно. У каждого в доме стояли книги этой серии, а у кого-то и до сих пор они есть...
– Уже тогда издатели понимали, что только на классике нельзя воспитать личность читателя, она не будет полноценной. Современные произведения тоже необходимо читать.
– Мы немного ушли в сторону, вернёмся к нашей теме. Александр, как возникла идея создания фестиваля «Звёзды над Донбассом»?
– В 2016 году ко мне приехали два близких друга – Андрей Лазарчук и Евгений Лукин. И Андрей предложил организовать фестиваль в Донецке. Когда ситуация более-менее стабилизировалась, в 2019 году мы провели первый фестиваль фантастики «Звёзды над Донбассом». Женя Лукин, Алексей Маштаков и Андрей Лазарчук приглашали участников. А поставить точку и «застолбить» за собой право проведения таких фестивалей нам помогла поддержка Сергея Лукьяненко. Это был фурор! Очередь на автограф-сессию с Лукьяненко в бизнес-центре «Донецк-Сити» растянулась на несколько сотен метров. Надо отдать должное писателю, который опаздывал на самолёт, но ушёл лишь тогда, когда подписал последнюю книгу. С тех пор я могу называть Сергея своим другом и очень рад, что он к нам приехал. Также среди крупных фантастов был Роман Злотников. Можете себе представить? В Донецк приезжают писатели такого уровня! Сформировавшийся костяк поддержал меня на фестивалях, люди, которые по первому моему зову собрались и полетели в Южную Осетию, – это настоящие друзья. Сергей Чекмаев сказал: «Мы чувствуем себя виноватыми перед Донбассом, поэтому сделаем всё, чтобы Донбассу было легче», – хотя в моих глазах они делают значительно больше, чем могут. По первому зову в библиотеки Донецка текут книги, которые собирает Алексей Гравицкий. Сергей Волков вместе с Михаилом Пивиным объявил сбор средств и обеспечил передовую бензопилами. Андрей Лазарчук занимался поставкой БПЛА. Михаил Тырин постоянно собирает средства для социально незащищённых слоёв населения. Совместно с благотворительной группой «Тепло сердец» удалось помочь уже очень многим людям. Сергей Лукьяненко сразу объявил: «Все мои книги для Донбасса бесплатно». И мы обеспечили доступ в электронную библиотеку, так что теперь всё, что написали гости фестиваля, можно получить на новом ресурсе. Мы создали сборник «Живи, Донбасс!», в этом году выйдет его вторая часть – «Донбасс живёт». Я безмерно благодарен всем участникам нашего проекта.
– А какую роль в судьбе фестиваля сыграл Интернациональный Союз писателей?
– Благодаря председателю Международного правления Интернационального Союза писателей Александру Гриценко на фестиваль приехали определённые авторы. Особенность нашего конвента в том, что он объединяет представителей всех других фестивалей и конвентов. И именно благодаря Александру Гриценко писатели, находящиеся на орбите «Аэлиты», приехали к нам. Уже после окончания фестиваля «Звёзды над Донбассом» Александр очень сильно посодействовал его медийной раскрутке. Было столько статей в разных изданиях! Интернациональный Союз писателей много сделал для нас, а Донецк умеет быть благодарным.
– То, что вы рассказываете, – невероятно. Совместно с авторами вы преподнесли Донбассу ценный подарок.
– Надеюсь. Донбасс – один из центров литературного мира, и жители должны знать об этом. Я думаю, что со временем у нас появится своя литературная премия. Если мы после себя что-то сможем оставить, значит, живём не зря.
Ксения Альпинская
СПРАВОЧНО
Подробная информация о фестивале «Звёзды над Донбассом» – на сайте Общественной палаты ДНР в социальных сетях, а также на интернет-ресурсах конвента.
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Александр Игоревич Кофман – председатель Общественной палаты ДНР. Учредитель фестиваля «Звёзды над Донбассом». Родился в 1977 году в городе Макеевке. Окончил Донбасскую государственную академию строительства и архитектуры. В 2014-2016 гг. возглавлял Министерство иностранных дел ДНР. В 2014-2018 гг. занимал должность первого заместителя председателя парламента Союза Народных Республик Новороссии.