Завершился V Международный фестиваль «Твой шанс», широко и рельефно показавший Москве облик театра ближайшего будущего. Причём не единственно столичного и не только российского – в продолжении без малого трёх недель на сцене Центра СТД «На Страстном» себя показывали выпускники актёрских факультетов самых разных городов и весей: обучавшиеся мастерству во Владимире и Новосибирске, прибывшие из Риги и Гамбурга, добравшиеся до театральной Мекки аж из Северной Америки и Бразилии…
В числе участников ярославского смотра, представлявших 22 учебных заведения и театра из всех федеральных округов Российской Федерации, были и питомцы ВГИКа. Но наибольший фестивальный успех выпал на долю их сверстников с Урала – выпускников Екатеринбургского театрального института.
Важность этого мероприятия, недаром сумевшего уже занять собственную нишу в сверхплотной московской афише, трудно переоценить. Для специалистов, для критиков, для педагогов, для тех, кто ещё постигает трудную науку Мельпомены, наконец – когда и где ещё им всем представилась бы столь уникальная возможность: узреть и сопоставить современное состояние актёрских школ, почитай, целого мира во всём их многообразии и, возможно, явиться первооткрывателями ярчайших новых дарований – в перспективе властителей дум. Другое дело, что для самих соискателей «Шанса», последовательно сменяющих друг друга в программе смотра, участие в фестивале ограничивается, по сути, гастрольной поездкой на родину Станиславского: притом что организаторы в меру сил и возможностей стараются расцветить её обсуждением показанного, «Золотыми лекциями» видных теоретиков и практиков сцены, а также культурно-экскурсионной программой.
Но, возможно, главного – для любого фестиваля в принципе, а уж для съезда вступающих в профессию людей и подавно первостатейного – ощущения столичный форум не предполагает. И в силу своей протяжённости во времени, и благодаря некоей приличествующей проекту «важности», и за счёт того, что в Москве почти невозможно достичь атмосферы единения, дружества, братства, одним словом, того уникального конгломерата чувств и эмоций, ради которых люди и придумали и ездят на фестивали.
А вот в Ярославле, где незадолго до «Твоего шанса» прошла, причём впервые и оперативнейшим образом собранная, акция под громким названием «Будущее театральной России», на требуемый градус «внутреннего накала» удалось выйти легко, стремительно, сразу. Может быть, здесь, что называется, сами стены помогали и разлитый воздух благоприятствовал: акция ведь прошла на родине первого русского актёра, а организаторами её выступили совместно носящий его имя Российский государственный академический театр драмы и Ярославский государственный театральный институт. Может быть, первопричина успеха лежала всё ж таки в области человеческого фактора – фестивальная команда, хотя и не велика по размеру, но состоит из далеко неравнодушных, горящих страстным желанием сделать нечто и, что особенно важно, в данном случае живых, весёлых и куда как сохранивших в себе молодость духа личностей. Не так давно назначенный директором Волковского театра Борис Мездрич, его правая творческая рука Ольга Никифорова, ректор Сергей Куценко и предводительствуемый им коллектив педагогов знаменитого театрального вуза так или иначе сумели соорудить это совершенно особое фестивальное «варево», в котором столь легко и комфортно было находиться всем: устроителям и гостям, ведущим мастер-классов (которые здесь проводились известными специалистами не «вообще», а по достаточно редким направлениям развития актёрских средств выразительности), журналистам, зрителям и, конечно же, самому симпатичному массиву «будущего».
Неделя была до предела насыщена всякого рода интереснейшими событиями, в первую очередь спектаклями – причём на некоторые из них было действительно почти невозможно попасть, публика набивалась в студенческие аудитории так, что на пол не смогло бы упасть не то что яблоко, но семечко от него. (Важно, что дипломные работы соседствовали с постановками ряда молодых, но уже профессиональных коллективов, что создавало особый контекст.) Здесь регулярно выпускалась специальная фестивальная газета, здесь проходили выставки молодых сценографов, здесь заключались в последние дни самые что ни на есть всамделишные контракты, поскольку в Ярославль были приглашены многие представители директорского корпуса.
У «Будущего театральной России» есть удачная аббревиатура и замечательный символ. Первое, естественно, выглядит как БТР, второе олицетворяет собой фигура одного из самых раскрученных в отечественной литературе артистов, а именно, Буратино. И в этом симбиозе крепкой брони и мощи, с одной стороны, и непреходящей открытости миру, жадности до новых впечатлений, помноженной на наивную веру в чудо и «врождённый» артистизм, с другой, заключён, на наш взгляд, исторический оптимизм как относительно славного будущего театральной России, так и одноимённого с ним фестиваля.
, ЯРОСЛАВЬ–МОСКВА