Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Февраль: середина сезона

01 января 2007

СЕМЬ НОТ

Юрий ДАНИЛИН

На редкость скучного, надо заметить. Художественное руководство Московской филармонии давно нуждается в обновлении. Зачем многие годы обременять этими обязанностями композитора Александра Чайковского – пусть лучше сочиняет нетленки. В Москве много музыкантов с неплохим и вполне художественным вкусом, более подвижных и способных внести хоть какую-нибудь событийность в концертные планы. Как можно объяснить, к примеру, что первый пианист мира народный артист России Григорий Соколов чуть ли не со времени своей победы на конкурсе Чайковского ни разу не выступил на московской сцене? Зато с завидной регулярностью в столицу наведывается «звезда XXI века» из города Санкт-Петербурга Мирослав Култышев. Замечательно, что молодого пианиста так любят в Московской филармонии, но если мы его года два слушать не будем – это только на пользу музыканту. Глядишь, приедет с серьёзной программой и «зазвездит» на полном основании. А вот не слышать Соколова – невосполнимая потеря. Не все могут на поезде «Сапсан» отправиться в Петербург на его единственный ежегодный концерт. Кстати, на своей афише Григорий Соколов никогда и ни при каких обстоятельствах не позволил бы написать это словечко – «звезда»… Пошловато как-то, согласитесь… Уж если мы не можем зазвать в столицу родного выдающегося пианиста, то что говорить о европейских знаменитостях… Не играют молодые музыканты – победители престижнейших международных конкурсов. Почему? Симфонические оркестры Москвы не любят новые имена. Где в этих прискорбных обстоятельствах художественное руководство?

Но беспокойных и преданных музыке людей в Москве всё ещё много. И это радует. По инициативе журнала «ЗИНОВЬЕВ» в квартире выдающегося русского философа прошёл вечер в защиту Пицундского органа. Не поленились и пришли защищать этот уникальный инструмент музыканты, публицисты, учёные, общественные деятели. Приехал и органист Пицундского храма в Абхазии молодой выпускник Гнесинской академии, лауреат международных конкурсов Лука Гаделия. Органу тридцать пять лет. Все, кто хоть раз отдыхал в Пицунде, представляют этот уникальный зал и прекрасный инструмент. Орган был изготовлен великолепным немецким мастером Гансом Иоахимом Шуке. Вряд ли эта история может повториться в современной Абхазии. Пока же церковь требует возвратить храм. Никаких вариантов переноса инструмента нет. При храме давно уже работает и детская музыкальная школа. Всё требуют закрыть. Культуре Абхазии, органной культуре вообще наносится непоправимый вред. Все, кто был в этот вечер в гостях у Ольги Зиновьевой, выразили поддержку органисту Пицундского храма Луке Гаделии и обратились к абхазским властям с просьбой найти компромиссный вариант и спасти уникальный инструмент в интересах прежде всего собственного государства.

Пять фортепианных вечеров с участием лауреатов III Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко прошли в Париже и других городах Франции. Главное выступление – в зале Корто, которым, собственно, и завершается каждый конкурс. Программа выступления была очень убедительной и разнообразной, у пианистов была полная возможность продемонстрировать все свои умения. Что они и сделали. Принимали музыкантов замечательно. Блестяще выступили Елена Нефёдова – студентка Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс профессора В.В. Горностаевой), Михаил Турпанов – студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс профессора Н.А. Петрова), Дмитрий Аблогин – студент Академии музыки им. Гнесиных (класс профессора В.М. Троппа).

Организаторы конкурса памяти французской и волею трагических обстоятельств российской пианистки Веры Лотар благодаря поддержке Фонда Ельцина стараются не терять связи с лауреатами и дипломантами конкурса, устраивают турне, подобно тому, о котором я пишу, проводят фестивали и всячески заботятся о профессиональном росте молодых музыкантов.

С большим успехом прошли выступления лауреатов конкурса в Центре Рудольфа Нуриева в Сент-Женевьев де Буа, в мэрии парижского округа Kремлен-Бисетр в рамках фестиваля Русенко, в церкви Нотр-Дам Суази-сюр-Сен, в зале де Марешо г. Аваллона. На концертах всегда присутствовали преподаватели и студенты французских музыкальных учебных заведений разного уровня, и все считали своим долгом отметить высокий исполнительский уровень российских пианистов.

Продолжает радовать неутомимой деятельностью Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера. К столетию Центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки и 110-летию со дня рождения В.В. Софроницкого здесь играл профессор Национальной музыкальной академии им. Панчо Владигерова (София) Атанас Куртев со своими студентами. У нас давно уже не было болгарских пианистов. Профессор Куртев перед выступлением заметил, что для него выступление, связанное с именами Скрябина и Софроницкого, имеет особое значение. В молодости он играл дочерям А.Н. Скрябина – Марии Александровне и Елене Александровне, а также сыну Софроницкого – Александру Владимировичу. В память о той встрече звучали Этюды Скрябина. Ученики тоже были интересны, в особенности Светлин Христов, получивший награду на недавно прошедшем конкурсе им. Шопена. Светлин исполнил Прелюдию и фугу соч. 87 № 16 bmoll Шостаковича и Этюд соч. 25 № 10 hmoll Фредерика Шопена. Оставил очень хорошее впечатление.

Хочется, чтобы хоть в одной области жизни – в МУЗЫКЕ – обошлись без власти, интриг, денег, на которые, как утверждают знатоки, даже покупаются места в ещё не состоявшихся конкурсах, без своих «паханов» и «вперёдсмотрящих», а всё бы подчинялось только творческим законам и таланту. Впадаю в идеализм и надеюсь, что он когда-нибудь восторжествует.

Обсудить в группе Telegram

Юрий Данилин

Заместитель главного редактора “Литературной га... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS