И нынешний февраль в Сочи традиционно прошёл под знаком Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета. На этот раз семнадцатого, ставшего как бы эхом пятого московского, но снова – событийного средоточия культурной жизни курорта, страны и той части мира, которая сумела сохранить в смутные времена здравый смысл и хороший вкус. Личную творческую поддержку оказали артисты из Китая, Бахрейна, Италии, Египта, Франции и Германии, среди которых: оркестр La Venexiana (Италия), Nahawend Ensemble (Бахрейн), Хассан Моатац Эль Молла (ребаб, Катар – Египет), Дэвид Лайвли (фортепиано, Франция)...
Президент России Владимир Путин, поздравляя в приветственном адресе организаторов, участников и гостей с открытием, выразил уверенность, что форум со столь насыщенной программой и особой атмосферой обогатит нашу духовную и культурную жизнь, а ещё с удовлетворением отметил: «...такой впечатляющий, непреходящий успех фестиваля – во многом заслуга бессменного руководителя проекта маэстро Юрия Абрамовича Башмета».
Десятки концертно-театральных, образовательных, просветительских и деловых мероприятий охватили множество привычных и новых площадок летней столицы, последовательно трансформируя её в межсезонную туристическую Мекку. В фестивальных рамках IX Международная конференция для руководителей учреждений культуры, директоров и художественных руководителей концертных организаций и фестивалей собрала ведущих менеджеров культурных проектов из разных стран, обсудивших в научных докладах и за круглыми столами культурный код России.
Парад российских и мировых музыкальных, хореографических и драматических премьер, незабываемых программ в формате полифонии жанров и стилей прошёл в Зимнем театре, Органном зале, зале «Чайка» морвокзала, а также в Культурном центре «Амфитеатр» на Красной Поляне, где на высоте более пятисот метров над уровнем моря, например, органистка Евгения Кривицкая творила свою «Магию барокко», исполняя популярные произведения Баха, Вивальди, Генделя...
Высокий старт
В День святого Валентина выдающийся оперный певец и дважды лауреат премии «Грэмми» Ильдар Абдразаков в сопровождении симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета и Государственной академической хоровой капеллы имени А.А. Юрлова подарил всем влюблённым роскошный букет из романсов и русских народных песен.
Константин Хабенский в музыкальном спектакле по повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в постановке Виктора Крамера вновь призвал «не покидать свою планету». Сценическая философская притча стала фестивальной визитной карточкой. Причём её партитура, созданная Кузьмой Бодровым и исполняемая Камерным ансамблем «Солисты Москвы», включает также фрагменты сочинений Брамса и Малера.
На гала-концерте открытия с участием «Солистов Москвы» и Всероссийского юношеского симфонического оркестра публику ожидало путешествие по миру бессмертных музыкальных образов Россини, Паганини, Бруха, Порпора, Броски, Генделя, Равеля, Шнитке, Сен-Санса, Петрова, Воронова. К примеру, премьера пьесы Валерия Воронова «Луна в зените» для симфонического оркестра и струнного китайского инструмента стала своеобразной данью уважения китайскому календарю и недавно вступившему в свои права году Зелёного Деревянного Дракона. Партию гуджень исполнила талантливая и изящная Ду Ксюянь, а ни в чём не уступающий её земляк и скрипач Ло Чаовэнь в финале концерта – знаменитую «Кампанеллу» Паганини.
Немецкая оперная дива Симона Кермес восхитила выдержанным и пьянящим коктейлем из классических арий. Не поскупились на драйв и виртуозность пианист Денис Мацуев, молодая виолончелистка Мария Зайцева, удостоенная серебряной медали Международного конкурса имени П.И. Чайковского, а также победительница конкурса Viola Masters Любовь Лазарева.
Драматическая палитра
Спектакль-концерт «Рождение человека» в постановке Марины Брусникиной по рассказам Максима Горького и произведениям Эдварда Грига в исполнении звёзд театра и кино Евгения Миронова и Александры Урсуляк с участием «Солистов Москвы» и фольклорного ансамбля «Комонь» произвёл впечатление аутентичности. В рассказах «Страсти-мордасти» и «Рождение человека», а также в их сценической подаче аутентичность демонстрирует искусство говорить о себе и окружающих без лжи и лицемерия. Реалистичное восприятие истории безногого пацана, которого воспитывает мать-алкоголичка, и приёма родов на берегу моря у «орловской певуньи», с перегрызанием пуповины зубами, подкупает умением назвать вещи своими именами, не подстраиваясь под чьё-либо мнение и оставаясь самим собой. В «приглушённой эмоциональности» и искусном подборе музыкальных произведений, точных акцентах, в том числе в фоновых картинах-видеопроекциях, – фирменный стиль Зимнего фестиваля искусств.
«Истории любви» в постановке Георгия Ковалёва – ещё один музыкально-литературный вечер «в обрамлении «Солистов Москвы», но на этот раз на пюпитры перед актёрами наряду с рассказом Горького легли произведения Антона Чехова, Михаила Булгакова, Ивана Бунина, Александра Куприна, Александра Вампилова. В исполнении актёров МХТ Михаила Пореченкова, Игоря Золотовицкого, Николая Чиндяйкина, Ирины Пеговой, Авангарда Леонтьева и других мастеров сцены классические образы зарождающегося нежного чувства пульсируют незащищённостью и искренностью, вызывая гамму эмоций. Личный жизненный опыт прославленных лицедеев и мелодии Кузьмы Бодрова, специально написанные к каждой «оде» о любви (первой, безответной, счастливой, святой), заставляют сердца каждого сидящего в зале биться в унисон.
Спектакль Московского драматического театра им. Н.В. Гоголя по роману Николая Лескова «Соборяне» в постановке Полины Агуреевой с архетипическим звучанием картин жизни русской души в подзвучке «Солистов Москвы» заметно выбивается из какофонии современности. Блаженные праведники Лескова с их вечной метафизичностью и неизбывной верой во спасение колоритны и подлинны. Чего стоит одна лишь помещица Марфа Плодомасова в бесподобном исполнении Натальи Егоровой, приковывающая взгляд к каждому жесту, слух – к любому слову?! «...Дураков учить всё равно что мёртвых лечить!» Даже затеяв нешуточную тяжбу с генеральшей из-за её карлицы, чтобы выкупить ту и выдать замуж за собственного карлика, она, надменная и коварная, но одновременно удивительно сердобольная, раскрывается не столько со стороны самодурства, сколько широты натуры: тут и денежка в подарок любимому уродцу, и драгоценный перстенёк – протоиерею, а его жене – отрез ткани на платье...
«Чающие движение воды» герои спектакля без устали снуют в поисках смысла пребывания на бренной земле по берегам реки жизни, обнесённым деревянными мостками-горками (горки, очевидно, символизируют неровные русские дороги). Взбираются на башни-Голгофы, сложенные из стульев, этажерок и прочего бытового скарба, поют песню «Не унывай!» (в христианстве уныние – один из смертных грехов)... Однако на уровне мыслей и чувств суета сует соборян далеко не всегда и не во всём разделяема сидящими в зрительном зале. Хотя куда уж «европейской мордве» понять русского дьякона?!
Сокровенные люди
Спектакль «Сокровенные люди» по произведениям Василия Шукшина, Андрея Платонова, Валентина Катаева в постановке Виктора Крамера с Сергеем Гармашом и Кристиной Бабушкиной в главных ролях и в неизменном сопровождении «Солистов Москвы» определённо более оптимистичен, чем «Соборяне», но с некоторым дефицитом... «сокровенности».
Весёлая летняя история Шукшина «Чередниченко и цирк» – в духе Михаила Зощенко. Сорокалетний плановик с окладом в сто шестьдесят рублей (плюс премиальные), домом на четыре комнаты, с четырьмя тысячами на сберкнижке, влюбляется в двадцатишестилетнюю циркачку, зарабатывающую сто десять рублей в месяц и не ровён час рискующую в любой миг свалиться из-под купола на арену. В процессе признания объекту страсти и последующих размышлений о поспешности предложения руки и сердца вся жизнь пройдёт перед глазами бедолаги. Но уже на следующий день выяснится, что переживать не имело смысла. Молодая особа пришлёт записку: «В сорок лет пора быть умнее».
Платоновский рассказ «Жена машиниста» – зимнее безвременье, с бездетной и несчастливой супружеской четой, где главе семьи – шестьдесят два, а его второй половинке – пятьдесят четыре. Локомотив для героя – почти одушевлённое существо, поэтому в метельную ночь, несмотря на отсутствие служебной необходимости, он бросается на помощь к застрявшему в заносах составу. И приводит домой девятнадцатилетнего помощника машиниста, объявляя супруге, что решил его усыновить.
В тексте рассказа параллели с сыном-ровесником, если бы тот выжил, и смутные намерения – на уровне мыслей, тревожных предчувствий. Здесь – открытым текстом, с уточнением: сирота, мол. Задушевная заветность-интимность в трактовке авторов постановки и актёров – благородный порыв а-ля лубочная вариация на тему русской народной сказки «Колобок» (вопреки обычно сопутствующим усыновлению психологическим и материальным проблемам, банальной физической усталости). И бесконечно падающий на заднике снег с непрекращающимся завыванием ветра под созвучную музыку закономерно усиливает тоску, успевающую поселиться за полчаса в зрительском сердце. Из трёх инсценированных сюжетов к теме «сокровенных людей» этот ближе прочих.
Остроумный рассказ Катаева «Ножи» – о жадности и всепобеждающей силе любви. Слесарь шестого разряда делает предложение дочери владельцев циркового аттракциона, но те, ищущие более выгодную партию, дают решительный от ворот поворот. И тогда влюблённый придумывает оригинальный способ преодолеть родительский запрет. Родителей сыграли Гармаш с Бабушкиной, в остальных ролях – молодые актёры театра Никиты Михалкова Алексей Красненков, Марианна Васильева, Янина Третьякова и Сергей Хачатуров.
Помесь бесшабашности с наигранностью перетягивает в сторону студенческого эксперимента. Но сочинский фестиваль априори – экспериментальная площадка. Разве что при выборе названия спектакля имело смысл вспомнить слова булгаковского Воланда: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было?..»
Величие и трагизм
Дирижёр Теодор Курентзис со своим оркестром musicAeterna уже во второй раз принял участие в проекте маэстро Башмета. Сейчас с симфонической программой, объединившей шедевры XIX и XX столетий – сюиту «Шехеразада» Николая Римского-Корсакова (очевидно, к 180-летию композитора) и Пятую симфонию Сергея Прокофьева. В сказке музыкального Востока первая скрипка Ольга Волкова не просто наколдовывала чудесную мелодию, завершая каждую из четырёх сюитных частей трепетной каденцией, а вела за собой весь оркестр, реагируя не на жесты, а, кажется, на дыхание Теодора.
Пятая симфония, которую автор задумал «как симфонию величия человеческого духа» и написал в 1944-м, получилась у Курентзиса не столько величественной и героико-романтической, сколько трагической, с придыханием «Ленинградской» Дмитрия Шостаковича. На бис под овации зала прозвучала оркестровая версия «Подмосковных вечеров» Василия Соловьёва-Седого.
В зале «Чайка» в гала-концерте памяти Елены Образцовой приняли участие студенты вокального департамента Музыкальной академии фестиваля под руководством Дмитрия Вдовина, директора Молодёжной программы Большого театра. Когда-то эти вокалисты побеждали в конкурсах Культурного центра Елены Васильевны, и вот, блистая огранёнными талантами, поют в её честь и во славу вечного Искусства.
На традиционном гала-концерте в Зимнем «Классика встречает джаз» Игорь Бутман и Юрий Башмет с «Солистами Москвы» и Московским джазовым оркестром дали жару в джазовом ключе, исполнив и версию мелодии Рахманинова, и арию Марфы из «Царской невесты» Мусоргского, и «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, и «А я иду, шагаю по Москве» Петрова с вокалом пианиста Олега Аккуратова... Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова в программе хореографического гала-концерта собрала фрагменты лучших балетов мира в звёздном исполнении Артемия Белякова, Александра Могилёва, Екатерины Крысановой, Владислава Лантратова, Елизаветы Кокоревой.
В Органном зале в рамках Детского дня выступили Воронежский театр кукол имени В.А. Вольховского со спектаклем «Легенда о добром сердце» и Павел Любимцев с рассказами о животных, состоялся концерт «Музыка детям». А ещё на той же площадке прошли Марафон романистических сонат совместно с Санкт-Петербургским домом музыки, Третий органный марафон, отчётные концерты департаментов Международной музыкальной академии, турнир поэтов и X Международный конкурс молодых композиторов, посвящённый Альфреду Шнитке и Святославу Рихтеру.
Полёт фантазии
На конкурс, проходивший в двух номинациях – «Струнный квартет» и «Фортепианный ансамбль», было подано более шестидесяти заявок от молодых авторов из одиннадцати стран. В финал вышли двенадцать композиторов. В номинации «Струнный квартет» победителем стал Адай Луис (Испания), первая премия в номинации «Фортепианный ансамбль» не присуждалась. Второй премии в номинации «Струнный квартет» удостоен Антон Смирнов, а в номинации «Фортепианный ансамбль» – Андрей Артёмов (Россия). Третью премию в номинации «Струнный квартет» получила Алина Подзорова (Россия), в номинации «Фортепианный ансамбль» – Игор Андрич (Сербия). Сочинения всех финалистов прозвучали в исполнении «Солистов Москвы».
Музыканты Всероссийского юношеского симфонического оркестра вместе с пианисткой Ксенией Башмет дали концерт в воздушной гавани Сочи. Классические произведения, включая фрагмент «Половецких плясок» из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина, звучали и в зоне регистрации внутренних рейсов аэропорта, и у аэробуса A321-211, названного в честь Сергея Рахманинова.
Завершил фестиваль гала-концерт с двумя мировыми премьерами: Folded Linen для симфонического оркестра Олега Крохолёва и Пьеса для арабской виолончели Кузьмы Бодрова. В программу также входили увертюра к опере «Свадьба Фигаро» Моцарта, Концерт для скрипки с оркестром Чайковского, фрагменты из опер Беллини и Бизе, сюита из музыки к балету «Дафнис и Хлоя» Равеля и Рапсодия в стиле блюз Гершвина. На прощание маэстро Башмет пообещал вернуться!
Фото предоставлены фестивальной пресс-службой