Четверть россиян верят, что Солнце вращается вокруг Земли. По крайней мере, так заявил ВЦИОМ после своего опроса.
Что ж, может, кто-то и верит. Земля каждый день твердью под ногами, а Солнце то всходит, то заходит. Но поверить в эти данные ещё труднее. По итогам переписи, у нас 90% сознательного населения имеют среднее образование и выше, так что в курсе дела насчёт Солнечной системы.
То ли социологи проводили свои исследования в детсадах, где ещё не говорят о космологии, то ли в домах престарелых среди жертв болезни Альцгеймера, то ли респонденты просто издеваются над социологами. Может, просто социологи «достали» народ?
В общем, похоже на некий фейк, как, например, нашумевшая новость о встрече Владимира Путина и Дональда Трампа в одном из швейцарских спа-центров. На деле оказалось, что это и не новость вовсе, а часть рекламной кампании американо-немецкого фильма «Лекарство от здоровья» о снадобье, от которого люди заболевают ещё сильнее. Для раскрутки фильма был создан специальный сайт, а также куча информагентств по распространения таких вот фейковых новостей.
Дезинформация стала страшным оружием. Как показали журналистские расследования, в Бразилии популярность ложных сообщений превысила охват аудитории правдивыми новостями. Такая же картина и в ряде других стран. По данным экспертов Би-би-си, из пяти самых популярных по числу репостов сообщений три оказались ложными. Понятно, что придумать можно интересней, чем есть в жизни.
Раз уж нельзя теперь ничему верить, то можно выдвинуть ещё одну гипотезу: ВЦИОМ решил запустить результаты опроса о Земле и Солнце тоже как фейк, но в научных целях. По крайней мере, руководитель ВЦИОМ Валерий Фёдоров обещал в своём мониторинге изучать, как быстро разнеслась новость и как была воспринята массами.
Но возникает простой вопрос: а будет ли после этого вообще кто-нибудь верить результатам опросов? Причём неважно, правдиво ли сообщение ВЦИОМ или это лишь вымысел ради науки.