Михаил Визель. Пушкин. Болдино. Карантин. Хроника самоизоляции 1830 года. – М.: Бослен, 2020. – 192 с.: ил. – 1000 экз.
Пору самоизоляций и карантинов человечество проживало не один раз. Для Александра Сергеевича Пушкина, нашего известнейшего поэта и писателя, Болдинская осень, период эпидемии холеры, была самой продуктивной творческой порой. Именно в эти дни он завершил «Евгения Онегина», написал «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», поэму «Домик в Коломне» и несколько десятков лирических стихотворений. Поэт провёл в Болдине не так уж и много времени, но оно оказалось невероятно плодотворным. Это место стало «островком спокойствия» для переосмысления самого себя.
В основу книги легли девятнадцать писем Пушкина, адресованных невесте, друзьям, деловым партнёрам во время Болдинской осени. Михаил Визель, журналист, эссеист, переводчик и шеф-редактор портала «Год литературы», собрал их вместе и сопроводил развёрнутыми комментариями: фактами из биографии Пушкина, сведениями о его отношениях с получателями писем: «И в нашем распоряжении оказалось что-то вроде «Инстаграма» или «Фейсбука», по которому мы можем восстановить: чем именно занимался Пушкин в свою Болдинскую осень? как она оказалась Болдинской?» Некоторые цитаты из писем оформлены в виде сообщений в социальных сетях (даже есть значок «просмотрено»). Самый настоящий «Фейсбук» XIX века!
Любопытен и язык книги, в котором книжный стиль сочетается с современным сленгом. Это позволяет приблизить Пушкина к молодому читателю, сделать его своим, несколько оживить забронзовевший образ.
Помимо копий пушкинских писем книга содержит многочисленные иллюстрации: от портретов до различных (иногда очень забавных) изображений профилей Пушкина и его адресатов.
Во время карантина 2020 года Павел Басинский, студентом которого был когда-то Михаил Визель, разослал коллегам-писателям анкету, содержащую вопрос, влияет как-нибудь на творчество вынужденная самоизоляция. Ведь, как написал сам автор, «всякий карантин может обернуться Болдинской осенью». Самые интересные фрагменты полученных ответов помещены на форзацы книги. Например, Роман Сенчин написал: «У Пушкина в Болдинскую осень многое сошлось – в городах он вообще писал мало, в основном, как бы мы сейчас сказали, тусовался, а тут оказался один. С женитьбой на красавице сначала была полная неопределённость, а потом она написала, что выйдет за него замуж; в Болдине было всего три книги, письма приходили нерегулярно, пить и играть в карты было не с кем. Так что оставалось писать. У нас же есть интернет, который практически всё заменяет. Правда, замечаю, что соцсети некоторым уже осточертели и они покидают «Фейсбуки» и прочее. Быть может, месяце на третьем карантина у кого-то действительно начнётся Болдинская осень».
У Михаила Визеля «карантинным» итогом стала эта замечательная книга.
Татьяна Дремина