Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 сентября 2020 г.
  4. № 38 (6753) (23.09.2020)
Литература Библиосфера

Филология как поэзия, поэзия как филология

23 сентября 2020

21 сентября исполнилось сто лет со дня рождения Михаила Викторовича Панова (1920–2001). Легендарного филолога, автора образцовых книг о русской фонетике, орфоэпии и орфографии. Блестящего педагога, на чьи лекции по истории русской поэзии в МГУ сбегалось пол-Москвы. И оригинального поэта.

Стихи были для него не каким-то хобби, не приложением к основной работе, а неотделимой и необходимой её частью.

В девятилетнем возрасте он пережил гибель Маяковского как личную беду. Будучи отроком, влюбился в Хлебникова. На фронте младший лейтенант противотанковой артиллерии Панов слагает смелые военные верлибры, а в свободную минуту, забившись между корпусом и днищем студебекера, заносит в тетрадь свои стиховедческие выкладки.

После войны Михаил Панов преподаёт литературу в школе, читает школьникам наизусть «Слово о полку Игореве», стихи Батюшкова. Приходит в академическое языкознание, затевает в Институте русского языка новаторские проекты. Здесь вольнодумца Панова настигает профессиональная драма: о ней подробно рассказано в моей документальной повести, опубликованной пять лет назад в «Новом мире»; скажу одно: в поединке с нелёгкой судьбой филолог-поэт выстоял и своё предназначение выполнил. Успел выстроить и свою единую концепцию русского языка, и научно-эстетическую историю русской поэзии от Ломоносова до наших дней. А в конце жизни начал публиковать стихи, написанные на протяжении шестидесяти лет. В 1998 году появился сборничек «Тишина. Снег», а в 2001 году – книжка «Олени навстречу».

Только что в издательстве «Нестор-История» вышла книга Михаила Панова «Поэтический язык Серебряного века. Символизм. Футуризм. Курс лекций». Огромную работу по расшифровке магнитофонной записи и подготовке её к печати проделала научная последовательница Панова Л.Б. Парубченко, живущая в Барнауле. Книга изобилует открытиями и прозрениями, здесь развёрнут новый взгляд на сущность русского стиха, даны ёмкие и выразительные характеристики поэтов – от Вячеслава Иванова до Алексея Кручёных. Помимо прочего, Пановым создана особая «поэзия о поэзии» – облечённые в остросовременную и миниатюрную форму образные портреты поэтов, читать которые, используя его собственное словечко, – чистое «наслажденчество».

Панов был подписчиком и азартным читателем «Литературной газеты»: уже в среду вечером был готов обсуждать новинки только что вышедшего номера, делал массу вырезок, систематизировал их.

Хочется предложить вниманию сегодняшних читателей два непохожих друг на друга стихотворения Михаила Панова.

Владимир Новиков 


Михаил Панов

О Пушкине

Пушкин не знал пишущей машинки.
Пушкин не знал лифта.
Пушкин не знал пшённого концентрата.
Пушкин не смотрел телевизор.
Не только звукового, даже немого кино не знал Пушкин.
(А что не знал цветного, то это ему повезло.)
Пушкин не знал электрических звонков.
И ему приходилось, когда он приходил в гости,
Наверное, дёргать верёвку.
Или поворачивать штырь.
(Но, скорей всего, его заранее ждали,
Смотрели в окна, бежали навстречу
И радовались ему.)
Пушкин не знал хоккея, футбола и не забивал козла.
Но всё-таки многое знал Пушкин.

Будет зима

Лес без солнца и без тени –
Провинившийся старик.
Падший лист, сухой, осенний,
К бесприютности привык.

Высоко несутся птицы:
Принудительный отлёт.
Их зима сразить грозится,
Выдворяет, гонит, бьёт.

В эту пору расставаний
Так нестрашно умирать.
Только сани-сани-сани
Надо сталью подковать.

Чтобы вынесли с размаха
С этих берегов на те –
Где ни стона и ни страха,
Только вихри в пустоте.

Тэги: Поэзия Филология Век Владимир Новиков 100летие со дня рождения
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Аристократ из ушедшей эпохи

    28.03.2025
  • Смоктуновский – имя нарицательное

    28.03.2025
  • В историческом контексте

    21.02.2025
  • Смелый за Отчизну жизнь положит...

    15.02.2025
  • Интеллект, голос, хватка

    12.02.2025
  • Клуб молодых

    1826 голосов
  • Верлибры, музыка, картины

    1158 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
  • Октябрь, побудь со мной...

    457 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS