Исцеление Культурой. – М.: ОАО «ИД «Литературная газета», 2007. – 416 с. с ил.; 24 л. фото.
В этой книге немало тем, но в своём стержневом единстве она наводит читателя на принципиальные размышления фундаментального и стратегического характера.
Вот страницы, где автор с благодарностью вспоминает о полученных им от матери первых уроков пения и творческих встречах с известными композиторами, певцами и артистами, рассказывает о собственных гастролях в горячих точках, пишет о подлинном и мнимом музыкальном и исполнительском искусстве, о значении песни в России – «песня не только свидетель эпохи, она мощнейший инструмент формирования общественного сознания, выстраивания системы нравственных ценностей и жизненных ориентиров». Подобные умозаключения составляют важную особенность книги, в которой непосредственные наблюдения над теми или иными явлениями искусства и жизни естественно перетекают в соответствующие обобщения. Например, рассматривая на разнообразном материале роль традиции в художественном творчестве, Иосиф Кобзон солидаризируется с Георгием Свиридовым: «Да, русская культура всечеловечна. И это одно из очень важных её достоинств: она обращена ко всему человечеству, ко всем людям земли. Но, может быть, самая важная, самая насущная, первостепенная её задача – это питать душу своего народа, возвышая эту душу, охраняя её от растления, от всего низменного».
Немало места уделено рассказу о различных инициативах и проектах возглавляемого автором Комитета Госдумы по культуре, проводившего ряд важнейших парламентских слушаний, и в частности: «Законодательное обеспечение разграничения и приватизации памятников истории и культуры как путь сохранения объектов культурного наследия», «Культура против терроризма – законодательное обеспечение мобилизации культурного потенциала общества на борьбу с терроризмом», «О законодательном регулировании распространения культурных ценностей и формирования нравственных идеалов в средствах массовой информации». Комитетом неуклонно ставятся на обсуждение различные вопросы нравственного здоровья общества, патриотического воспитания молодёжи, государственной политики в области телерадиовещания и взаимоотношений с творческими союзами.
Книга позволяет читателю подумать и о том, почему за бортом нашего сознания оказываются те процессы современной цивилизации, которые по-своему формируют и «обрабатывают» внутренний мир человека, укрепляют его волю в низших этажах существования, упрочивают и разветвляют, говоря словами автора, «безумный эгоизм» в рамках денежного абсолютизма, экономического и юридического фетишизма, мировоззренческого сциентизма (узкоспециализированному научному знанию И. Кобзон противопоставляет мудрость расширенного сознания) и одновременно как бы отменяют высшие свойства личности (любовь, совесть, сострадание, милосердие, честь, достоинство, постоянство, благородство), органически связанные, как рассматривается в книге, с Культурой.
В такой культурно-идеологической атмосфере, когда вещественные соблазны успешно охотятся за человеком, а возвышающие его и облагораживающие начала пригнетаются и выветриваются, надеяться на какую-то политико-экономическую гармонию было бы по меньшей мере непредусмотрительно. Обновление социальных институтов, декларации «нового мышления» или благие призывы к мирному сосуществованию сами по себе хороши, но лишь запутывают умы («хотели как лучше...»). В реальности же всё зависит от фактического состояния «внутреннего» человека, от влияния алчности, зависти, тщеславия, властных амбиций или капризов плоти («…получается как всегда») и от способности противостоять и при опоре на «высшую половину» личности, при активизации, как подчёркивает И. Кобзон, её стремления к самосовершенствованию в единстве любви, красоты и знания, при возрождении Культуры, которой и должны служить политика вместе с экономикой.
По убеждению автора книги, исцеление культурой – «очищение умов и сердец людей от всей мировой скверны», «духовная деколонизация человечества от антиэволюционных наслоений потребительской цивилизации, многослойно отложившихся на всех пластах жизни», восстановление подлинной иерархии ценностей, подчинение политико-экономических вопросов духовно-нравственным задачам, «этическое преображение» всех видов деятельности – единственно возможная основа истинного прогресса, высшего реализма и прагматизма, оздоровления разных общественных сфер, в том числе политической и экономической. Он приходит к заключению, что именно «примат духовной культуры над политикой и экономикой», соединение в этом решающем животворящем повороте от разрушения к созиданию усилий государства, общества и всего народа способны вывести современную цивилизацию из тягчайшего кризиса и разрешить многие кажущиеся неразрешимыми проблемы.
Опираясь на высказывание Петра Чаадаева («Провидение создало нас слишком великими, чтобы быть эгоистами» и «поручило нам интересы человечества»), Иосиф Кобзон справедливо полагает, что Россия может и должна стать «авангардом и локомотивом» такого стратегического поворота: «Бесценный духовно-нравственный опыт России в лице её духовных подвижников, просветителей, писателей, деятелей науки и искусства даёт богатейший материал для овладения созидательным потенциалом Культуры». Духовно-нравственный, культурно-созидательный, деятельно-творческий опыт Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Рублёва, Державина, Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Глинки, Чайковского, Ломоносова, Дмитрия Донского, Суворова, Кутузова и многих других представителей отечественного исторического бытия остаётся, считает автор книги «Исцеление Культурой», реальной основой для выхода из цивилизационных тупиков и обновлённого жизнестроительства. Необходимо «прильнуть к чистому источнику культурно-исторического наследия духовной жизни России» и глубоко осознать, как говорится в последних абзацах книги, что именно духовное начало играет главную и ведущую роль в историческом процессе.
, ректор Литературного института им. М. Горького