Без эпилога: Мемуары. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2008. – 264 с.; 64 л. ил. – (Выдающиеся мастера).
Ценители подлинного исполнительского таланта 13 декабря несомненно вспомнят имя Ростислава Яновича Плятта – в этот день исполнится сто лет со дня рождения выдающегося русского актёра. Он не любил давать интервью и шумихи в округ своего имени не поощрял, так что оказалось, что написано о нём до обидного мало. Зато у пытливого читателя есть возможность узнать о том, каким на самом деле был этот замечательный артист, от него самого.
Чужие мемуары Ростислав Янович читать очень любил, а вот собственные писать не торопился: очень уж раздражали его реплики в духе «ну, об этом вы непременно должны написать». Так что если бы не тяжёлая болезнь, оторвавшая его от любимого театра, и не настойчивость друзей, этой книги вообще могло бы и не быть. Хотя, по правде говоря, под одной обложкой, по сути, собраны целых три книги.
Первая – «Вместо мемуаров» – собственно воспоминания о том, «как это было». Правда, о самом себе Плятт пишет очень скупо. Всё больше о том, как репетировал Завадский, как блистательно играла Марецкая, как точно попадал в роль Мордвинов. Он довёл свои воспоминания до 1942 года. Работу пришлось прервать из-за очередного приступа болезни, а когда снова появилась возможность работать, возвращаться к хронологии собственной актёрской жизни Ростислав Янович не стал. Жаль, конечно, но к тому времени его волновала другая тема. Ей посвящена вторая часть книги – «Штрихи к портретам» – о людях, которые, по собственному признанию Плятта, были милы и дороги его сердцу: Фаине Раневской, Любови Орловой, Андрею Попову, Михаилу Ромму…
Третью часть – «Хобби – театр», если не знать, кем она написана, можно принять за наследие серьёзного театроведа. Собранные здесь статьи были написаны в разное время и по разным поводам, но все они объединены не просто горячей любовью к театру, а беспокойством за его дальнейшую судьбу. Молодые актёры, не имеющие представления о том, как играть персонажей, много старше их по возрасту. Критики, которым эффектный разгром спектакля из соображений конъюнктуры или личной славы дороже беспристрастного и скрупулёзного его разбора, способного дать пищу для размышлений его создателям. Голосовой «грим» и работа над радиопостановками, искусство, ныне почти забытое. Диапазон тем поражает, искренняя заинтересованность приводит в восхищение. И в 80 лет Плятт сохранял юношеский интерес к жизни. Ему хотелось знать, что дальше. Потому-то у его книги и нет финала. Она в нём не нуждается.