Если финну задать вопрос: «Есть ли у вас в стране хорошие дети?», то почти наверняка на него будет дан ответ: «Да! И очень много!» И это будет чистейшая правда. На финских детей сегодня равняется весь мир. Особенно после того, как по последним результатам международного исследования образовательных достижений учащихся, проводимого раз в три года авторитетной организацией PISA (Programme for International Student Assessment), именно финские школьники были признаны самыми умными в мире! За ними следуют дети из Гонконга, Кореи, Новой Зеландии, Канады, Японии, Бельгии, Макао. Что касается россиян, то они сегодня показывают результаты ниже среднего: 29-е место по математике, 24-е – по естественным наукам и 32-е – по грамотности чтения! По сравнению с прошлыми исследованиями, проводившимися в 2000 году, наши показатели снизились.
Ориентир на реальную жизнь
Впрочем, логично спросить, а как проводились эти исследования? Основным направлением тестов было – решение ситуаций, взятых из реальной жизни. То есть получается, что финские дети готовы к их преодолению, а наши – нет. Образование у наших северных соседей действительно ориентировано на то, чтобы дать ребёнку универсальные навыки, как говорится, на все случаи жизни. И если в России школьным лозунгом может быть призыв «Больше знаний!», то там – «Больше полезных знаний!». Финские дети со школьной скамьи реально представляют, например, что такое налоги, банки, справки. В школе учат, скажем, тому, что если человек получает наследство от разных родственников, то ему придётся платить и разные налоги. Если в наших математических задачах ученики по-прежнему переливают воду из одного бассейна в другой или роют яму наперегонки с экскаватором (чего они наверняка никогда не будут делать в жизни), то финский школьник в это время вычисляет стоимость товара, который уценили сначала на 15 %, а потом ещё на 10 %.
Возможно, наши задачи и интереснее, и формируют воображение, поскольку позволяют детям познакомиться с разными профессиями, зато финны в этот момент учатся быть грамотными потребителями.
Доверяй и не проверяй
Помимо практичности знаний есть много и других отличий в системе образования, хотя финны честно признают, что многое взяли из достижений Советского Союза и ГДР, когда-то считавшихся лидерами в этом процессе. Но акценты они расставили по-другому. Базовые принципы финской системы образования таковы: индивидуальный подход в обучении и поддержке учеников, высокий уровень учителей, централизованное управление и поддержка на местах. Говоря проще – культура, доверие и поддержка.
Так, например, в финские школы не приходят для контроля инспекции, у них их просто нет! Потому как здесь доверие – важная составляющая работы. В то время как в наших школах идут бесконечные проверки, аттестации, к которым иногда готовятся по полгода, напрягая и без того уставших детей. Более того, в финских школах при переходе из класса в класс экзамены не сдают. Вопрос стоит так: либо к экзаменам готовить детей, либо к жизни. Стоит ли говорить, что у нас иногда все силы направляют лишь на то, чтобы достойно пройти эти испытания в конце года.
В Финляндии представляют профессию учителя как одну из самых творческих и свободных в стране. Это косвенно подтверждает тот факт, что в вузах на специальность «учитель», а особенно «учитель младших классов», самый большой конкурс (до 12 человек на место). Школьные учителя не занимаются репетиторством, у них нет в этом необходимости – зарплаты и так достойные. А если ученик не успевает по какой-то дисциплине, то это долг школы – ему помочь. Для этого даже существуют в штате специальные педагоги, в обязанность которых входит подтягивать отстающих. Здесь считается незазорным оставаться на второй год, особенно в старших классах. Подростки понимают, что к взрослой жизни надо готовиться серьёзно, поэтому часто идут на то, чтобы закрепить школьные знания.
Разумеется, школьное образование совершенно бесплатное (даже дополнительное!), так что, если ты хочешь учиться – у тебя есть для этого все возможности. Вообще, первым пунктом в будущей финской системе образования стоят равные возможности для всех, независимо от пола, возраста, экономической ситуации, материнского языка.
Менталитет помогает
Помогает в процессе обучения и совершенно отличный от российского менталитет финских учащихся. Например, здесь не списывают и не подсказывают, и если увидят, что это делает кто-то другой, – обязательно скажут учителю.
Или наше традиционное понятие «любимый учитель» здесь неупотребимо. «Что значит: нравится или нет? Я люблю предмет, а учитель – человек, готовый поделиться со мной знаниями, как он может мне не нравиться?» – резонно ответит финский школьник.
Кроме того, в Финляндии сейчас модно много знать и быть начитанным (примерно как у нас в 60-е годы!), так что ничего удивительного, что финские дети очень много читают. На сегодня они признаны самыми читающими в мире! Правда, другая сторона медали – на улицах очень много подростков в очках.
Когда папы участвуют в воспитании
Ещё одна особенность бросается в глаза на улицах Финляндии – большое количество мужчин с детскими колясками. Папы с гордостью везут свой транспорт, заботливо приглядывая за чадом, греют бутылочки с молоком, переодевают, баюкают. Иногда они парами везут коляски, беседуют – ну просто кумушки! Нам всё это непривычно, а для финнов – нормально. Дело в том, что у них уже давно, как, впрочем, и в нашей стране, отпуск по уходу за ребёнком может брать любой родитель. Но если у нас папа, ушедший в декрет, – это редкость, то здесь нет. Ведь женщина потратила время, производя ребёнка на свет, почему бы теперь не оторваться от работы и папе – возможно, ему будет легче потом найти работу, чем супруге.
Помимо моментов, связанных с работой, есть и другие выгоды от активного привлечения мужчин к воспитанию. Во-первых, они сами привязываются к детям, семье, а во-вторых, и для ребёнка мужское влияние с раннего возраста очень полезно: дети капризничают с папами гораздо меньше. Например, на горнолыжных курортах вы встретите также много молодых пап с чадами: детей в Финляндии ставят на лыжи лет с трёх. И катаются такие крохи уже самостоятельно. Правда, здесь есть специальные детские безопасные горки со своим подъёмником. Но помню картину, когда малыш раз десять пытался поймать бугель, и никто не бежал ему помочь. В итоге поймал сам. Или если он упал на горе – опять никто не бежит жалеть, поэтому никаких капризов, молча встаёт сам.
Предусмотренные возможности
Надо отметить, что не только папы, но и государство тоже старается внести свою лепту в процесс воспитания детей с раннего возраста. Так, во всех музеях Финляндии есть развивающие программы. Например, ребёнок, пришедший в замок Aboa в Турку, получит задание от местного гнома – найти клад в замке, отмеченный «тайными знаками» на карте, передать его королю и получить от него грамоту. Бегая с картой, выучишь замок гораздо лучше, чем просто слушая нудную экскурсию. Или музей AboaVetus в этом же городе, представляющий собой улицу древнего города, – у одного стенда стоит ящик с игрушечными кирпичами, приведены рисунки разных кладок стен: монастырская, ренессансная, – пожалуйста, строй и запоминай. Также здесь можно достать воду из колодца, слепить кувшин из пластилина по старинному образцу, пописать на старинной восковой доске, как это делали далёкие предки, – словом, вместо окриков «руками не трогать» – занимательные игры.
Провозгласив в конце прошлого века по причине старения нации заботу о детях и помощь родителям, здесь этим действительно занимаются. Так, в 1994 году в городе Наантали построили местный «Диснейленд» – страну Муми-троллей – со всеми сказочными персонажами, их домами, тропинками, железными дорогами, почтами. Или излюбленный паром «Силья лайн», на котором финны отправляются в соседнюю Швецию, – здесь разработано множество специальных детских программ: помимо игровых комнат даются представления, нанят штат массовиков-затейников, не говоря уже о полностью приспособленном пространстве для передвижения с колясками. Кажется, каждого владельца досугового учреждения в Финляндии спрашивают: а что ты сделал для детей?
Интересно детям, удобно родителям: родив малыша, они буквально через несколько месяцев возвращаются к привычной жизни, не замуровывая себя надолго в четырёх стенах.
Конечно, это всё, как говорится, «штрихи к портрету». В нескольких абзацах невозможно разобраться в системе образования, воспитания, досуга в другой стране – это должны делать специалисты. Пусть они выясняют, как можно заставить музеи делать обучающие стенды, как можно стимулировать пап брать отпуска, как надо изменить взаимоотношения учителей и детей и т.д. Но одно ясно: присмотреться к финскому феномену уже стоит.