Стране наконец понадобились инженеры, и в их подготовку начали вкладывать значительные средства. Это замечательно, но зачем же загонять на периферию гуманитарную науку, призывать к воспитанию гражданина и патриота и одновременно убирать из ЕГЭ по литературе классиков, пробуждающих национальное самосознание («Вам и не снилось», «ЛГ», № 34; «Так с Пушкиным или без?», «ЛГ», № 35; «О сыны, не ждал я зла такого!», «ЛГ», № 36)? А ведь это не единственное новшество, способное привести к утрате культурного кода нации.
Согласно туманной формулировке главы Минобрнауки Валерия Фалькова с будущего года результаты ЕГЭ по русскому языку будут «учитываться», но перестанут быть обязательными для поступающих на инженерные специальности. То есть студентом филологического факультета теперь можно будет стать, имея лишь смутное представление об огромном пласте русской литературы, а инженером – обладая словарным запасом Эллочки-людоедки.
Человек, плохо владеющий родным языком, очевидно, мало знаком и с мировой литературой: навыки письма и говорения приходят во время знакомства с произведениями великих писателей. Только в них можно найти источник обогащения речи изысканными синтаксическими и грамматическими конструкциями, наполнения словарного запаса. А ещё там основа всей культуры с её нравственными ориентирами, духовными ценностями, достижениями мысли. Патриотизм как высшая форма гражданственной сознательности не может быть привит схоластическими рассуждениями и демагогией, языком пропаганды даже лучших публицистов: живой источник этого чувства содержится в недрах культуры, которой до недавнего времени была свойственна литературоцентричность.
Да, экзамен по русскому языку в формате ЕГЭ практически не затрагивает главное умение носителя языка – эффективную коммуникацию, способность изъясняться ясно и просто, но при этом используя все богатства речи. Но он проверяет практическую грамотность. Такая уступка в пользу объективности оценивания, вероятно, отчасти неизбежна, но предложение, выдвинутое Министерством образования и науки, говорит о снижении значимости даже этой минималистичной проверки знаний.
Старшеклассник, имеющий определённые успехи в естественно-научных дисциплинах, получит возможность сконцентрироваться на развитии в узком русле специализации. Это преподносится сторонниками начинания как несомненное преимущество. Но одновременно такой старшеклассник, не имеющий склонности к изучению родного языка (что само по себе звучит как оксюморон), получит возможность вообще не уделять внимания его освоению, лишится единственной внешней мотивации проявлять интерес к литературе, культуре своей страны.
Школьные учителя-филологи окажутся ненужными, статус их предмета сравняется с факультативами, а «разумное, доброе, вечное», о котором они говорят без тени иронии, окажется за бортом образовательного процесса. К чему это приведёт? Преподаватели технических специальностей в вузах столкнутся с катастрофическим неумением формулировать мысли, аргументировать свою позицию, излагать результаты своих исследований.
Предположим, что такой студент всё же будет иметь успехи в своей специальности, хотя одностороннее развитие определённо скажется на мыслительных способностях. Кого мы получим? Эллочку-людоедку – человека с ограниченным набором слов, чувств и эмоций, не ощущающего связи со своей страной, культурой. К выпускным экзаменам в вузах будет допущен уродливый обрубок, владеющий знаниями лишь в узких рамках одной отрасли науки, но не способный транслировать это знание. Что может быть страшнее? Только тот факт, что его могут допустить до серьёзных или даже смертоносных технологий. Эллочка-людоедка с атомной бомбой! Армия Эллочек!
Но и это не всё. Представим такую ситуацию. На международном симпозиуме, опозорив страну неумением презентовать свои идеи, Эллочка-людоедка получит предложение, от которого не сможет отказаться. Не ощущая тесной, неразрывной связи со своей родиной, она не будет раздумывать, её ценности, на формирование которых не влияла русская литература, окажутся сугубо материальными. Она начнёт работать на другие государства, где, может быть, пополнит свой словарный запас новыми выражениями – ругательствами в адрес страны, которая её вырастила. Страна, которая готовит инженеров, но не способна воспитать гражданина, носителя культурных ценностей, которая отказывается проверять даже элементарную грамотность будущих представителей науки (или учитывать результаты этой проверки), обречена.
Конечно, я сгущаю краски. Конечно, основы, заложенные в школе, во многих учениках находят отклик, и союз «физиков и лириков» всё ещё существует. Пока, во всяком случае. Вот, например, в Специализированном учебно-научном центре-школе имени А.Н. Колмогорова при МГУ. СУНЦ – это уникальное образовательное учреждение, где старшеклассники, собранные со всей страны, имеющие успехи в естественных и точных науках, традиционно проявляют немалый интерес и к гуманитарным отраслям знаний. Гимн интерната сочинён Юлием Кимом, который работал здесь с 1965 по 1968 год учителем истории, обществоведения и литературы. Знаменитый бард, поэт, композитор и драматург называл СУНЦ «специальным заведением для молодых гениев», его удивляли и радовали ученики, которые с «большой охотой оглашали сцену, и свою, и университетскую», его песнями.
Как и Ким, автор этих строк не предполагал ранее, что ему уготована судьба учителя словесности. Оказавшись в рядах преподавателей этого учебного заведения, он предложил спецкурс «Лаборатория слова» для желающих пробовать себя на литературном или публицистическом поприще. В подготовительной части курса мы рассмотрели и обсудили ряд высказываний философов, писателей и поэтов о сути, целях, путях творчества, о становлении мысли в слове. На следующем этапе, вооружившись теоретическими познаниями, желающие смогли попробовать себя в роли авторов.
Задача, предложенная ученикам, позволяла проявить себя в любом виде словесного творчества: в научной статье, публицистическом очерке или литературном произведении. Подобная работа с учащимися, в основном ориентированными на точные науки в соответствии со спецификой школы-интерната, позволила сократить разрыв между «физиками» и «лириками», который в современной школе, нацеливающей на узкую специализацию, порой кажется непреодолимым. Неподдельный интерес учеников к теоретическим и критическим статьям, художественной литературе показывает их большой потенциал и в гуманитарной сфере, а свойственные им, как адептам точных наук, скрупулёзность, желание классифицировать и разбирать явления, в том числе трудно поддающиеся анализу, делают занятия ещё интереснее.
Этот опыт показывает, что технари хотят и могут быть разносторонне развитыми, их только не нужно лишать мотивации, им нужна поддержка, ориентиры в гуманитарной сфере. Стране с великим прошлым, отражённым в её языке, науке, искусстве, нужны молодые люди, которые не будут этим прошлым пренебрегать, для которых родная культура, а не выгода, будет точкой отсчёта. И владение русским языком, которое должно проверяться не только на уровне практической грамотности, должно быть основным критерием наряду с другими областями знаний при поступлении на любую специальность. Иначе – Эллочка.
Александр Марков, филолог, преподаватель школы-интерната МГУ имени А.Н. Колмогорова
В тему
Раньше, чтобы победить в конкурсе и стать студентом престижного технического вуза, надо было и ЕГЭ по русскому языку сдать не меньше чем на 70 баллов. А теперь что же, достаточно будет и тройки с минусом? Всего 24 баллов, как в 2023 году для получения аттестата?
Пока, к счастью, экзамен по русскому языку остаётся обязательным при проведении государственной итоговой аттестации. Без его сдачи не получить аттестат о среднем образовании, а без аттестата не поступить в вуз. Надеемся, у руководителей образовательных ведомств хватит здравого смысла, чтобы не плодить инженеров, не владеющих родным языком.