Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Флёр бутиков прикрывает артриты

01 января 2007

ТЕЛЕКРИТИКА

 Антон МЕНЬШОВПросвещение похвально. Телепросвещение вдвойне. Просветительский утренний блок Первого канала отведён под удовлетворение интересов и потребностей слабо защищённой социальной группы – пенсионеров и женщин. 

С побудкой пенсионеры шагают к экрану, как на работу, зная, что их ждёт вознаграждение: бесплатный рецепт в исполнении врача-целителя Г. Малахова и оптимистки Е. Прокловой. В данном случае обсуждение болезней и их профилактики выгодно не только аптечным рекламодателям, но в первую очередь пенсионерам и к ним примыкающим: тематическая стройность, наглядность рецептур и их эффекта, публичная медицинская экспертиза. 

Практическое сочувствие страждущим плавно перетекает в практическую заботу об их – и не только – облике. «Модный приговор» под управлением мэтра В. Зайцева – ещё одна находка сезона, где прагматизм интегрируют в косный социальный контекст. 

Конечно, учить ПРАВИЛЬНО (уместно) одеваться надо. Ведущие «суда» – председатель В. Зайцев, обвинитель Э. Хромченко, адвокат А. Шарапова и свидетели в меру способностей демонстрируют логику и риторику правоведения. И тем не менее над зрелищем довлеет коммерческий эффект. Понятно, что на такую передачу легко найти рекламодателей. Да ещё с таким брендом, как имя – Слава Зайцев, да ещё при том, что никто на ТВ столь артистично и РАДУШНО, как он, не объявляет рекламную паузу – заслушаешься! Персоны, предложившие себя статистами для обучения правилам подиума, рассчитывают только на бесплатное приобретение нужного комплекта одежды. От того, что предлагают стилисты, тоже не отказываются, хотя дизайнеры далеко не всегда попадают в десятку, поскольку ограничены предложением магазина – тем, что нужно продать. Однако и при коммерческой доминанте передача нужна. Но с поправкой.
 
Какой смысл демонстрировать содержимое московских бутиков? Массы как покупали, так и покупают китайско-польский рыночный ширпотреб: по средствам и не хуже, чем у соседки Зины, а то и покруче. Остатки вкуса у российских дам самоликвидировались в шальные 90-е, когда их одевала Турция. А привить чувство вкуса и меры могут только в семье. Это – первое. 

Второе – глобализация. Россия включена в мировой экономический процесс. Внешний вид населения – производное от состояния экономики. «Джинсы-джемпер-куртка» – униформа конца XX века: удобно, выгодно. И сменить модный вектор сможет только изменение социально-экономической ситуации в постиндустриальном мире. 

Это, безусловно, понимает и мэтр моды Вячеслав Зайцев. Он наверняка помнит, как каких-то 20 лет назад законодателем моды в СССР была Рига: глаз гостей города радовали разнообразие, уместная изысканность, сдержанная оригинальность одежды её жителей, среди советского цвета мокрого асфальта население этого города резко выделяли пастельная и приглушённо сочная национальная гамма. Г-н Зайцев, возможно, не забыл ПО «Ригас модес», в ателье которого обшивали высшую кремлёвскую номенклатуру и прим Большого, а также негосударственное производство «Элегант», где при тотальном обувном дефиците создавали такие сапоги и туфли, которым позавидуют сегодняшние законодатели моды. Всё это было совсем недавно – при балансе носителей моды и среды её применения. В ухоженной обеспеченной Риге мода расцветала так же, как и в центре Москвы 50–70-х. Евроунифицировали Ригу – и все мгновенно переоделись в униформу: джинсы-куртка. Единственным носителем прошлой оригинальности осталась Лайма Вайкуле, и то только на российской эстраде. 

Г-да ТВ-модельеры, для какой среды вы пропагандируете моду? Брусчаткой выложены центр Москвы, чуть-чуть в Петербурге и городах-миллионниках, там же относительно опрятно во дворах. В остальной России унылые улицы с разбитым асфальтом, колдобинами, в 100 метрах от центра не знают, что такое тротуар, автонаводнение разрушает последние иллюзии о двориках, в подъездах грязь. В какой среде возвышаться от джинсов к «Шанели»? Променад – только в центре столиц, а барышни из Рязани, Читы и Архангельска рады, что в этом сезоне рыночные торговки привезли штанишки по колено (бриджи не бриджи) – недорого, тёмненькие с блёстками: и вся провинциальная Россия надела эти штанишки к сапогам и модно зачастила на работу. Потому что с давних брежневских времён конторская работа для российских женщин сводилась прежде всего к демонстрации среди товарок свежекупленных тряпок, а если подфартит, то и среди мужичков из соседних отделов. 

Так что, редакторы ТВ, думайте над социальным вектором своей правильно придуманной передачи: моду – к среде или среду – к моде? Рассказывая об уместности одежды, завели бы вы ещё и передачу о культуре среды. Недавно по нацпроектам правительство выделило в регионы многомиллионные суммы на ремонт городских дорог. А они уже разбиты! Население надо учить убирать за собой – на стройке, на улице, во дворе, в подъезде. А пока «дамочки», прикрепив брошь на задницу, цокают каблучками, невзирая на то, что у дверей собственной квартиры пол не мыли лет двадцать. Знаете, что отвечает типичный российский обыватель на вопрос «Как вы можете в такой грязи?» – «А мы её стараемся не замечать». 

Вот о чём нужно говорить с экрана ТВ, а уж потом прививать навыки правильного ношения одежды. Обучать же этому жительниц Барвихи и Жуковки бессмысленно – они наймут историка моды Александра Васильева, что и делают. 

Завершает утренний соцблок «Контрольная закупка» – наиболее удачная передача по всем составляющим: убедителен и артистичен ведущий Привольнов, познавательно проработан сценарий, безупречна экспертиза врачей, организована обратная связь. К этому надо добавить удачный дизайн студии и редакторско-режиссёрскую работу с химлабораторией и массовкой в роли народных экспертов. Совет только один: не давать крупным планом процесс приготовления пищи поварами. Зритель бывает брезгливым. 

Передача Привольнова входит в разряд долгожителей наряду с воскресной утренней «Пока все дома», которую талантливый и остроумный Тимур Кизяков развивает и актуализирует. Введённая в ней в 2007-м рубрика «У вас будет ребёнок» способствовала тому, что 65 малышей из детдомов обрели семьи. 

В связи с очевидной эффективностью двух названных социальных передач возникает вопрос: почему их авторы не упоминались среди лауреатов многочисленных премий ТВ? Эти передачи не эффектны, как «Модный приговор», но полезны и познавательны. 

Софья УСПЕНСКАЯ-РАНЦАНЕ

Обсудить в группе Telegram

Софья Успенская

Упоминание об авторе в сети Интернет:... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS