Просвещение похвально. Телепросвещение вдвойне. Просветительский утренний блок Первого канала отведён под удовлетворение интересов и потребностей слабо защищённой социальной группы – пенсионеров и женщин.
С побудкой пенсионеры шагают к экрану, как на работу, зная, что их ждёт вознаграждение: бесплатный рецепт в исполнении врача-целителя Г. Малахова и оптимистки Е. Прокловой. В данном случае обсуждение болезней и их профилактики выгодно не только аптечным рекламодателям, но в первую очередь пенсионерам и к ним примыкающим: тематическая стройность, наглядность рецептур и их эффекта, публичная медицинская экспертиза.
Практическое сочувствие страждущим плавно перетекает в практическую заботу об их – и не только – облике. «Модный приговор» под управлением мэтра В. Зайцева – ещё одна находка сезона, где прагматизм интегрируют в косный социальный контекст.
Конечно, учить ПРАВИЛЬНО (уместно) одеваться надо. Ведущие «суда» – председатель В. Зайцев, обвинитель Э. Хромченко, адвокат А. Шарапова и свидетели в меру способностей демонстрируют логику и риторику правоведения. И тем не менее над зрелищем довлеет коммерческий эффект. Понятно, что на такую передачу легко найти рекламодателей. Да ещё с таким брендом, как имя – Слава Зайцев, да ещё при том, что никто на ТВ столь артистично и РАДУШНО, как он, не объявляет рекламную паузу – заслушаешься! Персоны, предложившие себя статистами для обучения правилам подиума, рассчитывают только на бесплатное приобретение нужного комплекта одежды. От того, что предлагают стилисты, тоже не отказываются, хотя дизайнеры далеко не всегда попадают в десятку, поскольку ограничены предложением магазина – тем, что нужно продать. Однако и при коммерческой доминанте передача нужна. Но с поправкой.
Какой смысл демонстрировать содержимое московских бутиков? Массы как покупали, так и покупают китайско-польский рыночный ширпотреб: по средствам и не хуже, чем у соседки Зины, а то и покруче. Остатки вкуса у российских дам самоликвидировались в шальные 90-е, когда их одевала Турция. А привить чувство вкуса и меры могут только в семье. Это – первое.
Второе – глобализация. Россия включена в мировой экономический процесс. Внешний вид населения – производное от состояния экономики. «Джинсы-джемпер-куртка» – униформа конца XX века: удобно, выгодно. И сменить модный вектор сможет только изменение социально-экономической ситуации в постиндустриальном мире.
Это, безусловно, понимает и мэтр моды Вячеслав Зайцев. Он наверняка помнит, как каких-то 20 лет назад законодателем моды в СССР была Рига: глаз гостей города радовали разнообразие, уместная изысканность, сдержанная оригинальность одежды её жителей, среди советского цвета мокрого асфальта население этого города резко выделяли пастельная и приглушённо сочная национальная гамма. Г-н Зайцев, возможно, не забыл ПО «Ригас модес», в ателье которого обшивали высшую кремлёвскую номенклатуру и прим Большого, а также негосударственное производство «Элегант», где при тотальном обувном дефиците создавали такие сапоги и туфли, которым позавидуют сегодняшние законодатели моды. Всё это было совсем недавно – при балансе носителей моды и среды её применения. В ухоженной обеспеченной Риге мода расцветала так же, как и в центре Москвы 50–70-х. Евроунифицировали Ригу – и все мгновенно переоделись в униформу: джинсы-куртка. Единственным носителем прошлой оригинальности осталась Лайма Вайкуле, и то только на российской эстраде.
Г-да ТВ-модельеры, для какой среды вы пропагандируете моду? Брусчаткой выложены центр Москвы, чуть-чуть в Петербурге и городах-миллионниках, там же относительно опрятно во дворах. В остальной России унылые улицы с разбитым асфальтом, колдобинами, в 100 метрах от центра не знают, что такое тротуар, автонаводнение разрушает последние иллюзии о двориках, в подъездах грязь. В какой среде возвышаться от джинсов к «Шанели»? Променад – только в центре столиц, а барышни из Рязани, Читы и Архангельска рады, что в этом сезоне рыночные торговки привезли штанишки по колено (бриджи не бриджи) – недорого, тёмненькие с блёстками: и вся провинциальная Россия надела эти штанишки к сапогам и модно зачастила на работу. Потому что с давних брежневских времён конторская работа для российских женщин сводилась прежде всего к демонстрации среди товарок свежекупленных тряпок, а если подфартит, то и среди мужичков из соседних отделов.
Так что, редакторы ТВ, думайте над социальным вектором своей правильно придуманной передачи: моду – к среде или среду – к моде? Рассказывая об уместности одежды, завели бы вы ещё и передачу о культуре среды. Недавно по нацпроектам правительство выделило в регионы многомиллионные суммы на ремонт городских дорог. А они уже разбиты! Население надо учить убирать за собой – на стройке, на улице, во дворе, в подъезде. А пока «дамочки», прикрепив брошь на задницу, цокают каблучками, невзирая на то, что у дверей собственной квартиры пол не мыли лет двадцать. Знаете, что отвечает типичный российский обыватель на вопрос «Как вы можете в такой грязи?» – «А мы её стараемся не замечать».
Вот о чём нужно говорить с экрана ТВ, а уж потом прививать навыки правильного ношения одежды. Обучать же этому жительниц Барвихи и Жуковки бессмысленно – они наймут историка моды Александра Васильева, что и делают.
Завершает утренний соцблок «Контрольная закупка» – наиболее удачная передача по всем составляющим: убедителен и артистичен ведущий Привольнов, познавательно проработан сценарий, безупречна экспертиза врачей, организована обратная связь. К этому надо добавить удачный дизайн студии и редакторско-режиссёрскую работу с химлабораторией и массовкой в роли народных экспертов. Совет только один: не давать крупным планом процесс приготовления пищи поварами. Зритель бывает брезгливым.
Передача Привольнова входит в разряд долгожителей наряду с воскресной утренней «Пока все дома», которую талантливый и остроумный Тимур Кизяков развивает и актуализирует. Введённая в ней в 2007-м рубрика «У вас будет ребёнок» способствовала тому, что 65 малышей из детдомов обрели семьи.
В связи с очевидной эффективностью двух названных социальных передач возникает вопрос: почему их авторы не упоминались среди лауреатов многочисленных премий ТВ? Эти передачи не эффектны, как «Модный приговор», но полезны и познавательны.