Есть какая-то особая притягательная аура в провинциальных городках России. Но сильнее всего манят те точки на карте, где красота соединена с исторической памятью о знаменитых наших предках.
Не главная это причина, но и немаловажная в ряду тех, почему возникла сама идея создать культурно-благотворительный фонд «Кинешма – земля Островского», официальное оформление которого в феврале нынешнего года удалось-таки завершить. Символично, что ровно 160 лет назад, 1 мая 1858 года, великий русский драматург Александр Николаевич Островский впервые вступил на землю Кинешмы. «Лишь бы мне дожить до весны, чтобы поехать в Щелыково!» – твердил то и дело писатель в своих письмах. До конца своих дней Островский черпал вдохновение в здешнем «гении места». Здесь создал все свои лучшие произведения: «Грозу», «Бесприданницу», «Лес», «Снегурочку»… Три срока подряд был почётным мировым судьёй, избирался предводителем уездного дворянства. Здесь ушёл из жизни, здесь и похоронен. Кинешемцы по праву считают его своим земляком.
В 1896 году интеллигенция Кинешмы с помощью Малого театра организовала в память Островского музыкально-драматический кружок, позднее превратившийся в драматический театр его имени. И вплоть до сегодняшнего дня на этой сцене каждый год ставят его пьесы. Конечно, для того чтобы сохранить для потомков живую связь города с именем писателя, этого явно недостаточно. Поэтому основной целью фонда является воссоздание исторически достоверного комплекса культурно-мемориальных объектов, связанных с жизнью и творчеством писателя. А поскольку, к сожалению, в России в настоящее время, можно сказать, отсутствует единый центр по изучению, сохранению и пропаганде наследия великого русского драматурга, данный комплекс мог бы взять на себя ряд функций временно не действующего «кабинета А.Н. Островского».
Инициатива кинешемской общественности нашла самую горячую поддержку у москвичей – в первую очередь, конечно, среди актёрской братии. Без заинтересованной помощи нынешнего худрука «Дома Островского» Юрия Соломина, его товарища по труппе Юрия Каюрова, без их деятельнейшего соседа по Театральной площади столицы – артиста РАМТа Геннадия Печникова «сложные роды» нашего кинешемского фонда вряд ли могли состояться.
Вы спросите: а какова роль администрации города? Когда несколько лет назад появилась идея создания такого фонда, в числе инициаторов была директор Кинешемского драмтеатра Н. Суркова, а одним из спонсоров театра являлся кинешемский предприниматель В. Сидоренко, год спустя ставший мэром Кинешмы. Н. Суркова теперь его заместитель и руководит в администрации культурной и социальной сферой города. Вот и выходит, что в Кинешме любовь и преданность культурному наследию посильнее административного ресурса!
Цели, которые ставит перед собой фонд, вполне реальны. Исторический центр Кинешмы, к счастью, в достаточной степени сохранил характерную среду купеческого города и много зданий времён Островского, в том числе и тех, в которых бывал драматург. Ну а знаменитый Волжский бульвар, на котором без всяких искусственных приспособлений снимались сцены «Бесприданницы», «Грозы» и многих других фильмов, – так порой и видится на нём неспешно идущий с любимой тросточкой Александр Николаевич…
Главная проблема фонда – финансирование. Некогда богатейшая Кинешма влачит нищенское существование, большинство промышленных предприятий не работает… Но кинешемцы надеются, что наскребут денежек на воссоздание уникальной культурно-исторической среды русского быта на волжских просторах. Чтобы сбылись слова Островского: «Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга… его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии и Италии!»
Культурно-благотворительный фонд «Кинешма – земля Островского» открыт для всех почитателей творчества великого драматурга.
, КИНЕШМА