УТРАТА
Последний фильм с его участием был снят почти десять лет назад. А в обширной фильмографии, насчитывающей, согласно специализированным сайтам, под 80 наименований (впрочем, кое-где в прессе фигурирует и цифра 100, чему охотно верится), на место в истории отечественного кинематографа по заслугам претендует, дай бог, если одна десятая часть.
Тем не менее ему удалось стать объектом самой настоящей народной любви – искренней, всеобщей, не навязанной рекламой, а идущей от сердца. И реакция страны на уход есть тому безусловное доказательство. Одним лишь исполнением «итальянских» комических куплетов – пускай даже номер этот был сделан на пару с Александром Абдуловым и впрямь «грандиозо» – такого отношения к себе, пожалуй, не заслужить. Впору вспомнить бессмертное: вы, нынешние – «раскрученные» и «пропиаренные», не исчезающие из телевизора – ну-тка?..
В какой бы полной ерунде из разряда нашего постперестроечного кино ни появлялся на экране Семён Фарада, он был неизменно интересен и неизменно оправдывал сам факт своего существования в чём бы то ни было. Причина тому коренится не столько даже в таланте, мастерстве, исключительном по размеру, как у всякого мастера, «наборе штампов». Но в чём-то, относящемся к категориям более высшего порядка. К божественного ли, мистического ли происхождения – загадочно, но явственно ликующей актёрской природе. Той, что оставляла неизгладимый отпечаток на всех великих комиках начиная с Чарли Чаплина и Бастера Китона.
На Фараду, кажется, идеальным образом «ложились» все хрестоматийные актёрские формулы, как то: «Надо любить не себя в искусстве, а искусство в себе», «Нет маленьких ролей…»
Незаменимые – есть. Это уж точно о нём.
«ЛГ»