Исполняется 60 лет философу и писателю Петру Калитину. Мы побеседовали с ним о феномене юродства, тайне русской души и работе над новым романом.
– В книге «Тысячелетнее царство русского юродства» вы рассматриваете феномен юродства на различных примерах, особое внимание уделяя текстам Фёдора Достоевского. Как вы считаете, почему это явление привлекало писателя и как он его понимал?
– Юродство юродству рознь. Есть юродство святое, во Христе, и оно определяет самую суть оригинальной культурно-исторической русскости, которая подразумевает постоянную «безумно»-истинную противоречивость и в слове, и в деле. Ей следовали и многие отечественные миряне, как правило, гении: от Петра I до Иосифа Сталина... Особо отмечу А.В. Суворова, Н.И. Лобачевского, М.П. Мусоргского, Д.И. Менделеева... Выделю, конечно, и писателей: Н.В. Гоголя, А.А. Григорьева, А.А. Блока, Андрея Белого, М.И. Цветаеву, В.В. Хлебникова. Достоевский же с присущим ему «позитивно»-диалектическим всесмешением, или «всемирностью», бросил «вверх тормашками» в одну сугубость с этим гениальным и воистину народным юродством его прямо противоположную крайность, просто «подпольное» интеллигентское уродство. И выставил именно этот искусственный синтез в качестве оригинальной «русской идеи». Таким образом, он оказался настоящим эсхатологизированно-«пророком» нашей духовной энтропии-упростительства с их вначале «интернационально-коммунистической», а теперь «глобалистской» аморфностью – не без «вечно-бабского» «комильфо»! Хуже того, с лёгкой руки Розенберга, главного нацистского доки по «русскому вопросу», Достоевский и его «подполье» «спрогрессировали», понятно, до «всемирного» (!) символа нашего именно уродства, подведя бездонно-неистощимый базис под любую форму русофобии.
– Многие классики задавались вопросами о русском пути, о «загадочной русской душе». Вы посвятили этим проблемам своё исследование «Краткая энциклопедия русской оригинальности». В чём же секрет нашей самобытности?
– Отчасти я уже ответил на этот вопрос. Но важно конкретизировать: наша постоянно-противоречивая русскость в её неклассической рациональности адекватно и конгениально выражает наше столь же особое, отрицательно-положительное – органически – бытие. Словом, была не была – зараз! И это, как никто, осознавал А.С. Пушкин с его сугубо-целостным ратованием за свободную империю и просвещённое государство. Причём без всякостного – по сути уродливого – диалектического всесмешения! Тем более в «православном» изводе «райски-блаженного» здесь-и-сейчас – в грешном миру! – старца Зосимы и его «тотального»: упрощённо – демиурга!.. Тем страшнее стала отечественная история в ХХ веке с этой прельстительнейшей – гуманно-прощённо – блажью! Тем, увы, популярнее сегодня Достоевский, правда, до Бузовой он ещё – вверх тормашками – не дотягивает.
Другое дело, «безумно»-истинная русскость с её исключительно страстным распятием на своих наличных – психологически, и объективно, и таинственно – противоречиях, что только и обуславливает наши всегда вдруг – по-юродственному! «почти невозможные»! – победы. Не говорю про наших – «безумных» результативно! – гениев.
Единственное, ещё добавлю, что в рамках своей докторской диссертации я вывел математическое уравнение этой юродственной и положительно-отрицательной плодотворной русскости. На него я опирался и в своей «Краткой энциклопедии...».
– Ещё в 1998 году вы издали книгу прозы «Мёртвый завет». Не планируете ли вернуться на стезю прозаика?
– Спасибо за вопрос! Здесь хочется вспомнить С.Н. Есина, который не без удивления одобрил мой «Мёртвый завет», и не зря книга появилась на свет в издательстве Литинститута, где Сергей Николаевич тогда был ректором. Но в те годы я ещё не до конца осознавал особый – и как раз противоречиво-истинный! – потенциал русского языка с его соответствующими лексическими внутренними формами, например продажности как продаВАжности: важной постольку, поскольку продажной... Теперь же – дозрел, и вот уже 13 лет пишу сугубо один роман, всецелостно актуализируя этот сакральный – кромешно – потенциал. И в отрицательно-положительных – неклассически – героях. Письмо даётся мне трудно и потому радостно! – не с графоманским «профессионализмом», не с его всегда ясными и готовыми: «совершенно-классически»! – буквами человеческого «духа».
– Поделитесь творческими планами. Какие темы особенно занимают вас сейчас? Работаете над чем-нибудь?
– В ближайших планах – всё-таки завершить – и, разумеется, многоточечно! – свой роман. Параллельно пишу и новую философскую книгу, продолжая рационально «безумствовать» – на-в русской почве-бездне... Отдельно хочу подчеркнуть, что, работая в Студии литературного мастерства Юрия Полякова при Московском государственном областном университете, очень надеюсь на превосходное творческое будущее своих учеников и коллег, благо они уже заявили о себе, и вне графоманских заклятий!.. Тем более нынешняя эпидемиологическая обстановка только способствует страстной одухотворённости – едва ли не в Большом стиле победоносной отечественной истории...
Людмила Тарасова
«ЛГ» поздравляет Петра Вячеславовича Калитина с юбилеем! Желаем крепкого здоровья, удачи и новых философских откровений!
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Пётр Вячеславович Калитин – доктор философских наук, профессор МГОУ. Родился в 1961 году в Коломне. Служил на Балтийском флоте. Окончил философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Автор 10 научных и научно-художественных книг. Дважды финалист премии «Нонконформизм». Ряд работ переведён на европейские языки.