Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 июля 2022 г.
  4. № 28 (6842) (13.07.2022)
Культура

Формула Зубкова

Вспоминая классика отечественной тележурналистики

13 июля 2022

Журналист-международник, драматург, педагог – он был из той послевоенной плеяды, которая, как он сам говорил, «создавала советскую политическую журналистику с нуля».

Новые его знакомцы лишь с течением времени обнаруживали, что этот похожий на французского аристократа импозантный, одетый с каким-то особым парижским шиком господин – настоящий русский мужик: основательный, крепкий телом и духом, не боящийся рубить правду-матку даже тогда, когда это было, скажем так, «не модно».

Он и родился в Льгове Курской области, в семье строителя и учительницы. Кстати, по документам день рождения у него 20 июля, но мы точно знаем со слов самого Георгия Ивановича, что родился он на Троицу, 20 июня 1926 года.

Отец, Иван Георгиевич Зубков, первый начальник «Ленметростроя», один из организаторов обороны Ленинграда, Герой Социалистического Труда, трагически погибший в авиакатастрофе в июне 1944-го, занимал высокие посты, но его сын вовсе не был избалованным мажором. Именно о таких, как Георгий Иванович, американцы говорят: он сделал себя сам.

– Отец был строгим человеком, – вспоминал Георгий Иванович. – Отвечать за слова и поступки я был приучен с детства. Когда отец погиб, ему не было и сорока. Незадолго до гибели он подарил мне, тогда ещё школьнику, книгу и написал на ней цитату из Киплинга: «Наполни смыслом каждое мгновенье, часов и дней неумолимый бег, тогда весь мир ты примешь во владенье, тогда, мой сын, ты будешь Человек». Для меня это стало напутствием на всю жизнь.

Георгий Зубков, возглавлявший с 1972 по 1981 год в Париже региональное Отделение телевидения и радио по странам Западной Европы, первым познакомил нас с настоящей Францией и до конца дней считал это своей главной журналистской заслугой. Зрители постарше и сегодня могли бы узнать его по голосу, но немногие знают, что эта знаменитая зубковская дикция – результат многолетнего труда.

– Я поначалу проглатывал слова и говорил так стремительно, что меня было трудно понять, – рассказывал мне Георгий Иванович. – Пошёл заниматься к Зинаиде Герасимовне Груздевой, ученице знаменитой Юзвицкой, которую называли мамой дикторов, и она терпеливо натаскивала меня три года.

Дело кончилось тем, что Зубков по настоянию Груздевой даже написал пособие по технике речи для дикторов, и этим пособием пользуются до сих пор.

Зубков был одним из основателей знаменитой радиостанции «Маяк»; входил группу, сопровождавшую в поездках Хрущёва. Он был вхож в большие кабинеты, дружил с Лилей Брик, Константином Симоновым, Марселем Марсо, Майей Плисецкой, Николаем Озеровым, брал интервью у Фиделя Кастро, Франсуа Миттерана... Когда я спросил, у кого бы он хотел взять интервью сегодня, Георгий Иванович хитро улыбнулся и ответил:

– Я уже встретился со всеми, с кем мне было интересно.

Георгий Зубков, при всём его, как он говорил, «трудоголизме», вовсе не производил впечатления человека, который всё время «вкалывает». Многие искренне удивлялись, когда же этот жизнелюб успевает делать свои репортажи, писать книги. То о нюансах политической жизни Франции, то об истории появления джинсовой ткани. А ещё он стал отцом-основателем жанра вербатим в советской политической драматургии. Его сценарии документального фильма «Париж. Почему Маяковский?..» и телепередачи о Франции были удостоены Государственной премии СССР.

Георгий Иванович был смелым человеком. В те времена, когда каждое слово в эфире должно было утверждаться редакторами, «первым отделом» и высоким начальством, он впервые предложил оставлять место для импровизаций даже в репортажах с Красной площади, которые вёл в День Победы и 7 ноября. Узнав об этом, начальник Гостелерадио Сергей Лапин сказал молодому Зубкову: «Ты сначала завизируй, а потом импровизируй». Но потом делал вид, что не замечает зубковских «импровизаций».

В 1964 году Зубкову и ещё нескольким молодым журналистам поручили создать принципиально новую радиостанцию. Так появился знаменитый «Маяк». Зубков и его коллеги привозили из командировок пластинки с западными музыкальными новинками, и это шло в эфир.

И после оттепели, в самые «холодные» времена, Зубков умудрялся обходить запреты цензуры. Как-то один работник международного отдела ЦК даже признался ему: «Ты, Георгий, так подаёшь материал, что тебя трудно зацепить!»

Он всегда относился к журналистике как к высокому жанру, для него это было не ремесло, а искусство.

– Моё журналистское кредо, моя творческая формула – факт, обращённый в образ, – говорил Георгий Иванович. – Это то, что сформировалось за полвека работы у микрофона и перед телекамерой. Я всегда старался обнаружить и осмыслить внутреннюю драматургию факта, «расщепить» его и использовать эмоциональную энергию.

Он и к телевидению относился как к искусству, и сокрушался, что «нынче на телевидении всем заправляет коммерция». Но Георгий Иванович не был этаким старым брюзгой, и надо было слышать, с каким неподдельным уважением он говорил о молодом поколении журналистов.

– Они во многом лучше нас, они смелее, и знают многое, о чём мы не имели никакого представления, – говорил он. – Просто у них ещё мало жизненного опыта. Но это поправимо, это приходит с годами.

Как-то я спросил его, что бы он посоветовал молодым журналистам. Георгий Иванович ответил коротко:

– Не врать.

Несмотря на внешнюю «лёгкость», Георгий Иванович был человеком весьма твёрдых жизненных принципов.

– У меня, пожалуй, три главных принципа в жизни, – говорил он. – Во-первых, оказывать людям добро: в большом и малом. Во-вторых, постоянно совершенствоваться – в своём профессиональном деле, в человеческих качествах. Третий принцип – не стареть! Ни годами, ни желаниями, ни возможностями.

Он и не старел. Ему было интересно всё происходящее в стране и в мире, и суждения его всегда отличались здравым смыслом, основанным на огромном жизненном опыте. Он любил разговаривать с людьми и умел слушать. И даже в разгар пандемии, став вынужденным затворником, Георгий Иванович просил:

– Вы мне хотя бы звоните. Будем разговаривать…

И я звонил, и мы разговаривали, и это было прекрасно. Впрочем, «было» – это не про Георгия Зубкова. Он остался с нами в своих репортажах, книгах и пьесах. Он в памяти всех, кто его знал.

Будем помнить.

 


Редакция «Литературной газеты» приносит искренние соболезнования Светлане Ивановне Зубковой и Ивану Георгиевичу Зубкову в связи с кончиной Георгия Ивановича Зубкова – яркого человека, великолепного журналиста и мудрого учителя. Светлая память.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тэги: Утрата Григорий Саркисов
Обсудить в группе Telegram

Григорий Саркисов

Родился в 1958 году в Баку в семье рабоче... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Созидающий

    23.04.2025
  • Утрата

    23.04.2025
  • Способ чувствовать мир

    23.04.2025
  • Прерванный полёт стрекозы

    23.04.2025
  • Утрата

    16.04.2025
  • Новый человек – это свободный человек

    190 голосов
  • Захар Прилепин: «До сих пор остаюсь действующим офицером армии ДНР»

    109 голосов
  • Яков Кедми: «Схватка между США и Россией – впереди»

    103 голосов
  • Алексей Венедиктов: «Я не либерал, а махровый реакционер»

    99 голосов
  • Николай Сванидзе: «Куда мы бежим? За нами кто-то гонится?..»

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS