Было в кровавые сороковые некое поверие: собравшиеся каким-то чудом с разных фронтов родственники, увековечив себя на фото, встретят победные дни.
В нашем семейном архиве – фото 1943 года. Все – Вельмизовы. Мама, Екатерина Петровна, прошедшая всю войну медицинской сестрой полевого госпиталя. Рядом – двое братьев. Отец, техник, гвардии лейтенант Алексей Игнатьевич, получивший свою «звёздочку» за «трофей», когда сумел выдернуть с «нейтралки» опоясанную огнём подбитую фашистскую новинку – самоходку «Элефант». Дядя, Кузьма Игнатьевич, в кромешной ночной тьме, через минные поля, провёл свою танковую колонну, решившую исход боя неожиданным для врага ударом.
Дядя всегда вспоминал не сам бой, а последующие события. Вручение фронтовых наград – ритуал торжественный, не предусматривающий житейских отклонений. И всё же, вручая ему орден Красного Знамени, член Военного совета фронта не удержался: «Все фамилии что-либо значат. Что за необычность в вашей, товарищ гвардии майор Вельмизов?»
«Мы старинный русский род, – отчеканил дядя, – исстари, что-либо подчёркивая, начинали с «вельми», то есть «очень». А «зов»? Призывной мощный голос».
«Ну и ну, – рассмеялся генерал. – Теперь понятно, почему вы перед немцем горласты. Что ж, достойная русская фамилия. Желаю тебе, комбат, до Победы носить её с честью, как этот высший, воистину с русской родословной орден и все последующие награды».
Владимир ВЕЛЬМИЗОВ