Георгий Шепелев. Война и оккупация. Неизвестные фотографии солдат вермахта с захваченной территории СССР и советско-германского фронта. 1941-1945 гг. – М.: Издательский дом «Российское военно-историческое общество», Яуза-каталог, 2021. – 192 с. – 1200 экз.
Великая Отечественная война закончилась 75 лет назад. Немецкая армия была разгромлена. А нацизм нет. То и дело повторяются попытки реабилитации и героизации нацизма в Прибалтике и на Украине. Ежегодно 16 марта в Латвии отмечают день чествования латышских легионеров Waffen SS (Ваффен СС). В этом году лишь пандемия помешала провести марш ветеранов СС. Годом ранее латышский политик и режиссёр Райвис Дзинтарс снял документальный фильм «Латышский легион. Воскрешение справедливости» и предложил своё творение о латышских эсэсовцах включить в образовательную программу. Как будто не было миллионов жертв нацизма, лагерей смерти, изуверских медицинских экспериментов в детском лагере «Саласпилс», тотального геноцида. Что это, новая форма войны за души живых?
В Еврейском музее и центре толерантности прошла презентация уникального научного издания, выпущенного Российским военно-историческим обществом, – альбома с неизвестными фотографиями, сделанными солдатами вермахта на захваченной территории. Книга состоит из 145 частных снимков из семейных фотоальбомов немецких солдат. Уникальность издания не только в переворачивающих сознание фотографиях-открытках «на память» родным от любителей «красоты» ужасов войны, но и в научных комментариях под каждой из них, разъясняющих историческую подоплёку происходящего и дополняющих циничную образность снимков. «Каждая вторая фотография, а может, и каждая первая – либо моральное, либо физическое издевательство над нашими гражданами. Это явственный факт геноцида на нашей территории», – дал свою оценку фотолетописи преступлений Третьего рейха помощник президента РФ, председатель РВИО Владимир Мединский.
Одним из важных мотивов обращения автора книги к частным военным фотографиям со стороны противника, Третьего рейха и его союзников, стала засекреченность у нас многих документов по Второй мировой войне. «Одними из самых достоверных источников должны были бы быть следственные дела, которые в советский период заводились на нацистских преступников, в частности во время процессов, которые иногда называют «советский Нюрнберг» (проводились на советской территории с 1943 по 1947 год). Материалы следственных дел над нацистскими преступниками и коллаборационистами на секретном хранении, потому что фигуранты не реабилитированы. А дела нереабилитированных не рассекречиваются. На Украине ситуация другая. И западные исследователи, изучающие работу советской юстиции, ездят на Украину знакомиться с этими делами», – посетовал главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории, кандидат философских наук Сергей Соловьёв.
Как сохранить историческую память, мемориальные места, объяснить, что жестокость оккупантов на Востоке была гораздо свирепее, чем на Западе? Конечно, можно просто рассказывать, но гораздо сильнее воздействует иллюстративный ряд. Например, шокирующие и неполиткорректные снимки дороги, выстеленной телами советских солдат, по которым движутся немецкие грузовики, перемалывая всё в кашу.
Кстати, сколько вообще таких снимков? Скорее всего сотни тысяч. Идеологи нацистского режима отдавали особое место любительской фотографии как важному элементу фиксации эпохального движения Третьего рейха. В 1930-е годы в Германии был налажен массовый выпуск компактных фотоаппаратов, к началу войны их было произведено около 7 млн. Поэтому «маленькие солдаты» Гитлера, отправляясь на войну как «на работу», «турпутешествие» или «этнографический» поход, часто в свой солдатский ранец клали фотоаппарат, чтобы художественно заснять «разрушение местной ущербной и малоценной цивилизации», «ждущей» освоения колонизаторами.
Каждое преступление нацистов должно быть расследовано и обнародовано – они не имеют срока давности и их нельзя забыть. Чтобы не было соблазна отождествлять нацистских преступников с героями и жертвами войны, чтобы не было восприятия войны как игры с красивой техникой и униформой и желания маршировать на парадах легионеров СС.
В конце альбома тринадцать портретных снимков, сделанных, по-видимому, в одном и том же месте и одним человеком. На обороте по-немецки указана национальность – башкир, чуваш, армянин, черкес и т.д. Что это, определитель типов представителей разных народов СССР? С какой целью и когда делались эти снимки? Ключом к разгадке могла бы стать идентификация сфотографированных военнопленных. Возможно, они выжили и вернулись с войны или что-то знают их родственники. Всего в архиве автора книги тридцать таких портретов, все их можно увидеть на сайте «Русский музей Франции» ( http://museerusse.fr/ru/).
Ксения Зуева
Подписи под фото авторов снимков, немецких солдат:
1. Ялта (наказание за неподчинение новой власти).
2. Командир дивизии генерал Хартманн награждает украинок за народные танцы (видимо, в благодарность за награду буквально на днях стадиону в украинском Тернополе присвоили имя Романа Шухевича, руководителя УПА, причастного к массовым убийствам поляков и евреев во время войны).
3. У разбитого памятника Ленину.
4. Русские женщины идут впереди для обнаружения мин. Охота на партизан. Витебск, июнь 1942 года.
5. Русских распределяют на работы.