Приблизительно в XVIII веке один из переулков, соединяющих улицы Пречистенка и Остоженка, был наименован Троицким — по находившемуся неподалёку храму Живоначальной Троицы в Зубове. Храм сей был известен с 1642 года, но в 1933 м его разрушили; теперь на этом месте высится жилой дом. А ещё раньше переулок назывался Зубовским — по стоявшему вблизи двору стрелецкого головы И.Д. Зубова.
Современное же имя – Померанцев – переулку присвоили в 1922 году, в честь прапорщика Алексея Александровича Померанцева, участника октябрьских боёв 1917 года в Москве. Здесь, в Троицком переулке, Померанцев, командуя революционным отрядом, получил тяжёлое ранение в ногу и, согласно документам, считался погибшим. Однако он выжил и впоследствии стал видным учёным-физиком, профессором Московского университета. Долгое время, кстати, Алексей Александрович полагал, что переулок назван в память какого-то его однофамильца, и «воскресил» себя как «того самого» Померанцева только к 40 летию Октябрьской революции, когда о его подвиге рассказали газеты.
Большая часть земли по правой стороне Троицкого переулка принадлежала в XVIII столетии князьям Трубецким. Имение это перестало существовать, судя по всему, после Великого пожара двенадцатого года. Протянувшиеся почти на 120 метров участки поделили между разными владельцами. Стоял тут и небольшой одноэтажный домик с флигелем, где с октября 1889 по март 1890 года жил великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Он переехал сюда на некоторый период из усадьбы Фроловское (под Клином) – это была его последняя московская квартира. Потом он бывал в Белокаменной лишь наездами, останавливаясь в гостиницах.
А в 1907 году владение под № 6 переходит к потомственному почётному гражданину Николаю Николаевичу Медынцеву, происходившему из разветвлённого купеческого рода, бравшего начало в городе Медынь Калужской губернии. Успешный предприниматель, он, помимо этого, страстно увлекался собирательством картин, мебели, фарфора. И особняк строил с учётом размещения в нём своей коллекции. Проект был заказан известному московскому архитектору Ф.Ф. Воскресенскому.
Этого мастера помнят прежде всего по его работе в 1905–1910 годах на Страховое общество «Россия». В рамках сотрудничества со страховщиками Флегонт Флегонтович спроектировал в неоклассическом стиле доходные дома на улицах 1 я Тверская-Ямская и Лесная. Но главными произведениями, принёсшими ему любовь и признание, стали эффектные особняки Л.И. Гельтищевой в Среднем Овчинниковском переулке и Н.Н. Медынцева в Троицком.
Купленный купцом участок расчистили, после чего на нём начали возводить каменное здание, причём если со стороны улицы оно было двухэтажным с подвальным этажом, то со двора – частично трёхэтажным. Вдоль северо-западной границы участка к дому примыкало одноэтажное каменное крыльцо. Сооружение было полностью готово к 1909 году.
Стилистика модерна, в которой оно было решено, продиктовала общую асимметрию фасада. Так, правая его часть осложнена выступом (эркером), короче левой и чрезвычайно насыщена всевозможными декоративными деталями. Левая – более длинная и аскетичная. И обе они уравновешивают друг друга. В угловой части объёма – как бы в «центре тяжести» – расположен парадный вход, арка которого украшена ярким мозаичным панно с изображением растений.
Фасады прорезаны оконными проёмами разнообразных форм и величины, увенчаны аттиками, а также коваными решётками на кровле и на карнизе входного портика.
Среди элементов декора наблюдаются и пилястры, и небольшие висячие колонки, и фигурные наличники, и фризы из красивой тёмно-бирюзовой майолики под карнизом и между этажами. Весьма активно использовано изображение ветвей и соцветий чертополоха (пространство вокруг окон первого этажа), отчего некоторые исследователи усматривают в архитектуре дома даже шотландские мотивы.
Определённый интерес вызывают геральдический щит-картуш на угловом волнообразном аттике и металлические флагодержатели (изначально, похоже, кронштейны под фонари) на керамической облицовке фасада по сторонам парадного входа.
В общем и целом здешний фасад имеет некоторое сходство с фасадом доходного дома в Париже, на улице Эжен Мануэль, возведённого в 1903 году архитектором Шарлем Клейном в духе ар-нуво и оформленного художником-керамистом Эмилем Мюллером, и тогда же заслужившего почётное звание самого красивого фасада французской столицы. Возможно, сходство это являлось желанием Н.Н. Медынцева, часто посещавшего Париж и наверняка знакомого с шедевром Клейна. Даже стены московского особняка имели изначально бирюзовый оттенок, что было навеяно опять же парижским прототипом, но позже цвет всё же изменили на бледно-жёлтый. Дополнила ансамбль ажурная ограда с модерновым рисунком, включающим лепестки ирисов.
После событий 1917 года всё имущество Медынцева было национализировано, включая, разумеется, и особняк в Троицком переулке. Через пару лет тут был открыт IV Пролетарский музей Хамовнического района, в котором демонстрировалась богатая коллекция бывшего владельца. Просуществовал он, впрочем, недолго. Уже в 1921 году все экспонаты распределили по различным музеям, в том числе в Музей-усадьбу «Кусково». Oсобняк же передали Международному комитету помощи голодающим России, главой которого был знаменитый норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен.
В нашу страну прислали тогда около пяти миллионов пудов продовольствия, более сорока тысяч пудов медикаментов, а также 250 миллионов суточных пайков. Позднее было подсчитано, что комитет спас от смерти 6,5 миллиона детей и почти полмиллиона взрослых! Признание заслуг Нансена выразилось присуждением ему Нобелевской премии мира.
Затем здание, отошедшее к Бюробину (Центральному бюро по обслуживанию иностранцев в Москве) при Наркомате иностранных дел СССР, было сдано в аренду посольству Франции. Однако по мере роста его штата в 1933 году был дополнительно арендован особняк во владении № 7 по Гранатному переулку. И наконец, в самом конце 1930 х для нужд французской дипмиссии стал использоваться, как известно, бывший «терем» купца Н.В. Игумнова на Большой Якиманке.
А оттуда в медынцевский дом переехали лаборатории Института мозга АМН СССР. В дальнейшем же здесь год с небольшим (1954–1955) проживал председатель Совета Министров СССР Георгий Максимилианович Маленков, и в то время большую часть территории участка обнесли глухой каменной оградой.
Ситуация изменилась, когда сооружение снова вернулось под крыло МИД, точнее, в хозяйственное ведение преемника Бюробина – Управления по обслуживанию дипломатического корпуса.
На несколько майских дней 1956 года сюда поселили во время его визита в Москву председателя Совета министров Франции Альсида-Ги Молле. А когда СССР установил официальные отношения с Республикой Куба, именно тут была обустроена резиденция посла далёкого островного государства.
С начала 1970 х годов кубинцев сменили африканцы – четыре десятилетия в особняке находилось посольство Гвинейской Республики.
А в 2012 м бывшее медынцевское владение, практически целиком сохранившее декор, пополнило список памятников культурного наследия федерального значения. Под эгидой ГлавУпДК при МИД России здесь были проведены крупные ремонтные работы по интерьерам, и в настоящий момент здание поддерживается в достойном виде.