Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 ноября 2024 г.
  4. № 47 (6961) (27.11.2024)
Спецпроект Уникальные особняки Москвы

Франкo-шoтландские мoтивы

Дом в Померанцевом переулке помнит Нансена и Маленкова

27 ноября 2024
Арка парадного входа и один из многочисленных горельефов с изображением чертополоха

Приблизительно в XVIII веке один из переулков, соединяющих улицы Пречистенка и Остоженка, был наименован Троицким — по находившемуся неподалёку храму Живоначальной Троицы в Зубове. Храм сей был известен с 1642 года, но в 1933 м его разрушили; теперь на этом месте высится жилой дом. А ещё раньше переулок назывался Зубовским — по стоявшему вблизи двору стрелецкого головы И.Д. Зубова.

Современное же имя – Померанцев – переулку присвоили в 1922 году, в честь прапорщика Алексея Александровича Померанцева, участника октябрьских боёв 1917 года в Москве. Здесь, в Троицком переулке, Померанцев, командуя революционным отрядом, получил тяжёлое ранение в ногу и, согласно документам, считался погибшим. Однако он выжил и впоследствии стал видным учёным-физиком, профессором Московского университета. Долгое время, кстати, Алексей Александрович полагал, что переулок назван в память какого-то его однофамильца, и «воскресил» себя как «того самого» Померанцева только к 40 летию Октябрьской революции, когда о его подвиге рассказали газеты.

Большая часть земли по правой стороне Троицкого переулка принадлежала в XVIII столетии князьям Трубецким. Имение это перестало существовать, судя по всему, после Великого пожара двенадцатого года. Протянувшиеся почти на 120 метров участки поделили между разными владельцами. Стоял тут и небольшой одноэтажный домик с флигелем, где с октября 1889 по март 1890 года жил великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Он переехал сюда на некоторый период из усадьбы Фроловское (под Клином) – это была его последняя московская квартира. Потом он бывал в Белокаменной лишь наездами, останавливаясь в гостиницах.

А в 1907 году владение под № 6 переходит к потомственному почётному гражданину Николаю Николаевичу Медынцеву, происходившему из разветвлённого купеческого рода, бравшего начало в городе Медынь Калужской губернии. Успешный предприниматель, он, помимо этого, страстно увлекался собирательством картин, мебели, фарфора. И особняк строил с учётом размещения в нём своей коллекции. Проект был заказан известному московскому архитектору Ф.Ф. Воскресенскому.

Этого мастера помнят прежде всего по его работе в 1905–1910 годах на Страховое общество «Россия». В рамках сотрудничества со страховщиками Флегонт Флегонтович спроектировал в неоклассическом стиле доходные дома на улицах 1 я Тверская-Ямская и Лесная. Но главными произведениями, принёсшими ему любовь и признание, стали эффектные особняки Л.И. Гельтищевой в Среднем Овчинниковском переулке и Н.Н. Медынцева в Троицком.

Купленный купцом участок расчистили, после чего на нём начали возводить каменное здание, причём если со стороны улицы оно было двухэтажным с подвальным этажом, то со двора – частично трёхэтажным. Вдоль северо-западной границы участка к дому примыкало одноэтажное каменное крыльцо. Сооружение было полностью готово к 1909 году.

Стилистика модерна, в которой оно было решено, продиктовала общую асимметрию фасада. Так, правая его часть осложнена выступом (эркером), короче левой и чрезвычайно насыщена всевозможными декоративными деталями. Левая – более длинная и аскетичная. И обе они уравновешивают друг друга. В угловой части объёма – как бы в «центре тяжести» – расположен парадный вход, арка которого украшена ярким мозаичным панно с изображением растений.

Фасады прорезаны оконными проёмами разнообразных форм и величины, увенчаны аттиками, а также коваными решётками на кровле и на карнизе входного портика.

Среди элементов декора наблюдаются и пилястры, и небольшие висячие колонки, и фигурные наличники, и фризы из красивой тёмно-бирюзовой майолики под карнизом и между этажами. Весьма активно использовано изображение ветвей и соцветий чертополоха (пространство вокруг окон первого этажа), отчего некоторые исследователи усматривают в архитектуре дома даже шотландские мотивы.

Определённый интерес вызывают геральдический щит-картуш на угловом волнообразном аттике и металлические флагодержатели (изначально, похоже, кронштейны под фонари) на керамической облицовке фасада по сторонам парадного входа.

В общем и целом здешний фасад имеет некоторое сходство с фасадом доходного дома в Париже, на улице Эжен Мануэль, возведённого в 1903 году архитектором Шарлем Клейном в духе ар-нуво и оформленного художником-керамистом Эмилем Мюллером, и тогда же заслужившего почётное звание самого красивого фасада французской столицы. Возможно, сходство это являлось желанием Н.Н. Медынцева, часто посещавшего Париж и наверняка знакомого с шедевром Клейна. Даже стены московского особняка имели изначально бирюзовый оттенок, что было навеяно опять же парижским прототипом, но позже цвет всё же изменили на бледно-жёлтый. Дополнила ансамбль ажурная ограда с модерновым рисунком, включающим лепестки ирисов.

После событий 1917 года всё имущество Медынцева было национализировано, включая, разумеется, и особняк в Троицком переулке. Через пару лет тут был открыт IV Пролетарский музей Хамовнического района, в котором демонстрировалась богатая коллекция бывшего владельца. Просуществовал он, впрочем, недолго. Уже в 1921 году все экспонаты распределили по различным музеям, в том числе в Музей-усадьбу «Кусково». Oсобняк же передали Международному комитету помощи голодающим России, главой которого был знаменитый норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен.

В нашу страну прислали тогда около пяти миллионов пудов продовольствия, более сорока тысяч пудов медикаментов, а также 250 миллионов суточных пайков. Позднее было подсчитано, что комитет спас от смерти 6,5 миллиона детей и почти полмиллиона взрослых! Признание заслуг Нансена выразилось присуждением ему Нобелевской премии мира.

Затем здание, отошедшее к Бюробину (Центральному бюро по обслуживанию иностранцев в Москве) при Наркомате иностранных дел СССР, было сдано в аренду посольству Франции. Однако по мере роста его штата в 1933 году был дополнительно арендован особняк во владении № 7 по Гранатному переулку. И наконец, в самом конце 1930 х для нужд французской дипмиссии стал использоваться, как известно, бывший «терем» купца Н.В. Игумнова на Большой Якиманке.

Oсобняк Медынцева в 1912 году. Снимок из журнала «Зодчий»

А оттуда в медынцевский дом переехали лаборатории Института мозга АМН СССР. В дальнейшем же здесь год с небольшим (1954–1955) проживал председатель Совета Министров СССР Георгий Максимилианович Маленков, и в то время большую часть территории участка обнесли глухой каменной оградой.

Ситуация изменилась, когда сооружение снова вернулось под крыло МИД, точнее, в хозяйственное ведение преемника Бюробина – Управления по обслуживанию дипломатического корпуса.

На несколько майских дней 1956 года сюда поселили во время его визита в Москву председателя Совета министров Франции Альсида-Ги Молле. А когда СССР установил официальные отношения с Республикой Куба, именно тут была обустроена резиденция посла далёкого островного государства.

С начала 1970 х годов кубинцев сменили африканцы – четыре десятилетия в особняке находилось посольство Гвинейской Республики.

А в 2012 м бывшее медынцевское владение, практически целиком сохранившее декор, пополнило список памятников культурного наследия федерального значения. Под эгидой ГлавУпДК при МИД России здесь были проведены крупные ремонтные работы по интерьерам, и в настоящий момент здание поддерживается в достойном виде.


Обсудить в группе Telegram

Александр Алиев

Александр Газанфарович Алиев родился в Москве в... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Прогулка с Бродским

    11.05.2025
  • История о ленинградцах, которые жили не для себя

    10.05.2025
  • «Они смотрят на нас с небес...»

    10.05.2025
  • Помнить всё, что было не с нами

    10.05.2025
  • Победа в сердце моём

    10.05.2025
  • Морозовское «палаццо»

    11 голосов
  • На дружелюбной Пятницкой

    6 голосов
  • Дом-сказка

    5 голосов
  • Жемчужина кекушевского модерна

    4 голосов
  • Первый в Москве дом сирот был архитектурным шедевром

    4 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS