Франциск Ассизский и его наследие: от истоков к современности. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. – 176 с.: 2 л. ил.
Очень интересное исследование, написанное специалистом по различным проблемам культуры и литературы западноевропейского Средневековья. Рассматривается ситуация, сложившаяся в Европе в XII – XIII веках, личность и деятельность Франциска Ассизского, филологическая проблематика изучения его текстов, а также влияние, оказанное его идеями на мировую культуру. Одна из глав посвящена тому, как Франциск проповедовал на исламском Востоке, в том числе его знаменитой дискуссии с египетским султаном. В главе «Франциск Ассизский и Дон Кихот Ламанчский» анализируется сходство реального христианского подвижника и архетипичного литературного последнего рыцаря. Кстати, сам Франциск в молодости помимо чтения Священного Писания сильно увлекался рыцарскими романами, а Сервантес на склоне лет вступил в орден францисканцев. Русская тема в книге тоже присутствует. «Фигура великого мистика Франциска, – пишет автор, – с его глубочайшим внутренним миром и острейшим ощущением личной сопричастности человеческим страданиям и ответственности перед миром и Богом всегда привлекала российскую интеллигенцию». Несмотря на разобщённость двух ветвей христианства, Франциск Ассизский был для восточных христиан самым известным и любимым из католических святых. Академик Дмитрий Лихачёв усматривал явное сходство между Русью и Италией эпохи Предвозрождения, усиленное тем, что в обеих странах в то время появились и великий живописец, и религиозный деятель – Франциск Ассизский и Джотто в Италии, Сергий Радонежский и Андрей Рублёв у нас.