Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Французский классик с русскими корнями

01 января 2007

Аркадий BAКСБЕРГ, наш собкор, ПАРИЖ

Печатается в «ЛГ» с 1960 года

Ровно год назад, в преддверии его 90-летия, я говорил с Морисом Дрюоном по телефону: редакция поручила мне поздравить юбиляра от имени наших читателей. Чуть хрипловатым, с одышкой, но очень бодрым, вполне моложавым голосом Дрюон просил поздравить его не с «годами», а с выходом первого тома мемуаров – только первого из задуманных им то ли пяти, то ли семи. Получалось, поздравлять его придётся ещё много раз. Судьба решила иначе. Впрочем, сам Дрюон смотрел в будущее трезво и мудро, сказав, что по оставленным им документам, заметкам, наброскам мемуары смогут дописать и другие. Кстати, в своих многочисленных интервью он не раз и вполне однозначно намекал, что был бы не прочь, если его биографию напишет российский автор.

Для человека, ближайшие предки которого были выходцами из Оренбурга, а сам он был чтим и читаем в России ничуть не меньше, чем во Франции (не поручусь за точность, но, кажется, даже больше), это желание удивить не может. Слишком уж он был связан с Россией – духовно прежде всего. Биографу есть о чём рассказать. О том, как незадолго до рождения будущего классика семья переселилась из Оренбурга в Париж. О том, как загадочно и трагично ушёл из жизни отец, артист «Комеди Франсез». Как генетическая память всю жизнь питала и укрепляла любовь Мориса к России. Как отчим дал ему не только свою фамилию, ставшую литературным именем, но и влюбил в новую родину, и эти две любви, ничуть не противоречившие друг другу, он пронёс через всю жизнь. О том, какое блестящее образование – филологическое и политологическое – он получил. Как воевал кавалеристом, защищая Францию от германского вермахта, как нелегально переправился через Испанию и Португалию в Лондон, к де Голлю, став его близким соратником. И, конечно, о той потрясающей песне на музыку русской эмигрантки Анны Смирновой-Марли, которую он сочинил вместе с дядей, знаменитым писателем Жозефом Кесселем: она стала партизанским гимном, а сам Дрюон, вернувшись во Францию, – активным участником Сопротивления.

Благодаря дяде он ещё до войны вошёл в круг русской эмиграции, был завсегдатаем русских кабаре: песни и романсы неведомой пока страны утоляли хоть как-то тоску по родине предков. Ещё в ранней молодости он сблизился с мэтрами французской литературы (общение с Антуаном де Сент-Экзюпери было одним из важнейших событий его молодости). Потом стал популярнейшим писателем, к которому, как это часто бывает именно с популярными, иные из строгих литературных судий отнеслись, да и относятся до сих пор, с иронией и снисхождением. Но куда деться от того, что уже в тридцать лет Дрюон стал лауреатом Гонкуровской премии, в сорок восемь академиком («бессмертным»), а потом целых 14 лет секретарём академии? Избирали не восхищённые читатели, а сверхпридирчивые коллеги…

О написанных им бестселлерах напоминать нет необходимости – они читаны-перечитаны, по ним поставлено много фильмов. Их изучали в школе, они давали толчок для углублённого постижения истории. К современной России он относился с огромным почтением до такой степени, что порой принимал желаемое за действительное (однажды заявил, например, что Россия на пороге полной ликвидации коррупции), и это ни при каких условиях нельзя поставить ему в укор: сыновья любовь побеждала в нём профессионального политолога.

Франция скорбит о последнем, в сущности, классике национальной литературы XX века. О большом литераторе, государственном и общественном деятеле (был министром культуры, депутатом в своей стране и в Европарламенте) и просто о благородном, честном, достойном человеке.

Обсудить в группе Telegram

Аркадий Ваксберг

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS