Широте творческого диапазона, да и просто физической выносливости музыкантов Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан во главе с Александром Сладковским можно только позавидовать! За два дня ГСО РТ представил московской публике «сверхпрограмму»: «немецкий» концерт из произведений «двух Рихардов» – Вагнера и Штрауса – в Большом зале консерватории и «французский» вечер с Дебюсси, Сен-Сансом и Берлиозом в Концертном зале имени П.И. Чайковского. Украшением последнего стало выступление всемирно известного пианиста (опять же француза!) Жана-Ива Тибоде (на фото).
Маэстро Сладковский со своим коллективом в который раз преподал урок изысканной музыкальной живописи. И если накануне перед публикой оживали величественно-легендарные вагнеровские образы в духе Артура Рэкхема, то выступление на сцене КЗЧ погружало в стихию французского импрессионизма.
Именно погружало! Вначале было «Море». «Море» Клода Дебюсси. Это произведение, охарактеризованное самим композитором «по-живописному» – «три симфонических эскиза», – создавалось фактически с натуры. И оркестр Сладковского наглядно и живо передавал ощущение и плавного перекатывания вод, и сверкающих на солнце солёных брызг, и бурного «диалога ветра и волн».
«Море – это всё, что есть наиболее музыкального...» – сказал в конце жизни Дебюсси. Музыканты ГСО РТ доказали это утверждение на деле.
Стихия воды царствовала и в следующем произведении – Концерте № 5 Камиля Сен-Санса, более известном под названием «Египетский».
На сцене – два художника-звукописца. Пианист и дирижёр. Жан-Ив Тибоде и Александр Сладковский. Одному палитрой служит рояль, другому – целый оркестр.
Образ великого Нила как реки времени, вечной, но быстротечной, царствует на протяжении всех трёх частей концерта. Особенно ярко он выписан во второй части на фоне бегущих друг за другом водных струй в партии фортепиано и песни нильских лодочников, которую Сен-Санс слышал во время путешествия в Египет.
«Имя» Тибоде – изящество и красота. Его игру отличают филигранная техника, хрустальный чистейший звук, отточенность и выверенность каждой фразы и в то же время искренность и импровизационная свобода.
Концерт № 5 для Тибоде – произведение знаковое, «коронное». С ним пианист предпринял мировой тур в течение концертного сезона 2018/2019. Но своё мастерство художника-колориста он продемонстрировал и в «малых формах», сыграв на «бис» «Павану» Мориса Равеля.
«Фантастическая симфония» («Эпизод из жизни артиста») Гектора Берлиоза имеет целый ряд выдающихся интерпретаций. Сладковскому удалось создать свою, оригинальную и убедительную. У него симфония не распадается на отдельные части, но выстраивается в почти «бесконечную мелодию», в масштабное многоплановое полотно, которому присуща буквально театральная зрелищность.
«Шествие на казнь» получилось мрачно-торжественным, но никак не трагичным. Правда, от рокового удара палача публика невольно вздрогнула. И, наконец, стихийный вихрь «Сна в ночь шабаша» с «кощунственной» пародией на Dies irae, карикатурной изломанной темой возлюбленной и по-настоящему страшным «костяным» танцем мертвецов перешёл в мощнейшее форте и… в бурную овацию.
Очень логичным завершением вечера стал «Ракоци-марш» из берлиозовского «Осуждения Фауста», исполненный на бис. Маэстро дирижировал не только оркестром, но и аплодисментами публики – к всеобщему полнейшему восторгу! Как и во времена самого композитора, когда «Ракоци-марш» являлся символом свободы и воодушевления. И так же встречался в концертных залах, стоя!
Мария Залесская