Режиссёры будущего: Индивидуалисты и универсалы. – СПб.: Сеанс; Амфора, 2009. – 319 с. – (Серия «Дом кино»).
Все мы немножко футурологи. Попытки угадать, что день грядущий нам готовит, – труд рутинный, повседневный, знакомый каждому из нас; привычка к самодеятельному прорицанию у нас вообще в крови, как, впрочем, и недоверие к оракулам профессиональным – взять хоть сакраментальную ситуацию с синоптиками. К счастью, есть отрасли знания, где ошибки прогностики не так очевидны – или хотя бы их последствия не так досадны для простого обывателя…
Авторитет признанного мэтра российской кинокритики Андрея Плахова таков, что к его прогнозам прислушиваться стоит непременно. За появлением новых значимых фигур на кинематографическом ландшафте он следит давно и пристально и время от времени делится с широкой общественностью плодами своих наблюдений в сконцентрированном книжном виде. Сортируя наиболее выдающихся жрецов десятой музы, Плахов с некоторых пор в оценку их удельного веса вносит и «временной» параметр. Свой подчёркнуто личностный взгляд на «режиссёров настоящего» он изложил в двухтомнике, вышедшем в свет в конце прошлого года, герои же нынешнего издания – «режиссёры будущего». К этой теме Плахов уже обращался в сборнике «Всего 33. Звёзды мировой кинорежиссуры», вышедшем на рубеже веков в 1999 году, – в нём рассказывалось о тридцати трёх режиссёрах, в чьём творчестве, по мнению автора, виднелись ростки кинематографа будущего. Теперь, десять лет спустя, перспективных игроков Плахов насчитывает вдвое меньше, и имена здесь фигурируют совсем иные, зато прибавилось русских (ими стали Алексей Герман-мл. и Кирилл Серебренников) и появились начисто отсутствовавшие и в прошлогодней «настоящей» выборке китайцы (Цзя Чжанке и 55-летний Энг Ли) и даже дамы. Точнее, всего одна дама, зато продолжательница славной кинематографической династии. К слову, именно её портрет украшает обложку сборника, имеющую внизу любопытную сноску, которая гласит: «София Коппола и ещё 16 кинематографистов нового века». Забавность сноски, собственно говоря, заключается в том, что общее число режиссёров, каждому из которых посвящена отдельная глава, завершающаяся эксклюзивным интервью с героем, как раз 16 и есть. Кто же остался за кадром, посчитанным, но не названным? Было бы справедливо этим семнадцатым считать самого шевалье Плахова, удостоенного «за вклад в кинематограф» ордена Почётного легиона; неутомимого исследователя новых кинематографических земель и открывателя новых многообещающих имён. Пророка в своём отечестве.