Взорваль: Футуристическая книга в собраниях московских коллекционеров М.Л. Либермана и И.Н. Розанова: Альбом-каталог. – М.: Издательство «Контакт-культура», 2010. – 256 с.: ил. – (Издательская программа правительства Москвы).
Принято считать, что любая официальная власть олицетворяет собой консерватизм и противостояние всякому творческому эксперименту. Если мы вспомним, как во времена Хрущёва при помощи бульдозеров расправлялись с выставками московских художников-авангардистов, то станет видно, что для укоренения такого мнения действительно имелись довольно серьёзные причины. Да, собственно, уже молодая советская власть, которая, казалось бы, и сама являлась гигантским творческим экспериментом социального характера, едва только немного оправилась от своего опьянения революцией, тут же принялась довольно жёстко регламентировать слишком уж раскрепостившееся в послеоктябрьские годы свободное искусство. К 1930-м годам оказались свёрнутыми все футуризмы, кубизмы, символизмы и другие художественные течения, свободная форма которых являла собой хотя бы какой-то диссонанс со всё более ужесточавшейся строгостью общественной жизни.
А между тем именно первые полтора десятилетия советской власти явили миру невиданный ранее расцвет всех видов искусств молодого государства. Театр вышел на площади и шагнул в массы, поэзия соединилась с живописью и явила полное слияние слова и зрительного образа. Изготовленные в цинкографических мастерских, на гектографах и литографских машинах, отпечатанные на оборотной стороне обоев, картоне и бумаге всех цветов и различной плотности, к читателю вышли поистине уникальные книги, на страницах которых красовались не только собственноручно выполненные авторами рисунки, но и написанные ими от руки произведения, гораздо глубже, чем стандартные печатные тексты, показывавшие индивидуальность каждого поэта.
Ломая застоявшуюся традицию и ломая стереотип отношения к власти как к непременной охранительнице культурных стереотипов, правительство Москвы включило в свою издательскую программу и выпустило в свет уникальный как по самой своей идее, так и по содержанию, и по качеству исполнения альбом-каталог «Взорваль». На 256 страницах этого издания воспроизведены самые оригинальные обложки и страницы сохранившихся книг Василия Каменского, Велимира Хлебникова, Алексея Кручёных, Давида Бурлюка, Елены Гуро, Владимира Маяковского и других бунтарей от искусства начала XX века из собраний музеев А. Пушкина и В. Маяковского. Читатели смогут увидеть, из чего рождалась новая поэзия молодой Страны Советов, прикоснутся к пускай ещё косноязычной в социальном и эстетическом плане, но уже абсолютно свободной поэтической речи 1920-х годов, красочной составляющей которой выступают не только рисунки самих поэтов, но также и расцветка тех обоев, на обратной стороне которых они печатались.
Среди представленных в альбоме книг – знаменитые коллективные сборники футуристов «Пощёчина общественному вкусу», «Садок судей», «Молоко кобылиц», «Рыкающий Парнас», «Дохлая луна», поэма А. Кручёных и В. Хлебникова «Игра в аду» и их же работа «Слово как таковое»; «Заумная книга» А. Кручёных и Н. Алягрова (Романа Якобсона); «Изборник» В. Хлебникова, журнал «Футурист» и книги многих других легендарных авторов с иллюстрациями не менее легендарных Кирилла Зданевича, Натальи Гончаровой, Аристарха Лентуллова, Казимира Малевича и ряда их собратьев по карандашу и кисти.
Эти уникальные книги были собраны и бережно сохранены в собраниях московских коллекционеров М.Л. Либермана и И.Н. Розанова, уберёгших их от всех перипетий прошумевшего XX века. И хотя, кроме очерков А.П. Зименкова и Е.А. Пономарёвой об этих коллекционерах и их книжных собраниях, а также справок о воспроизводимых в альбоме книгах, никакого другого текста в нём фактически нет, сам факт издания этого альбома-каталога красноречиво говорит о том, что главная задача всякой власти – беречь и приумножать искусство, сохранять то, что уже создано, и помогать тому, что ещё только рождается сегодня.