Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Футуристы как таковые

01 января 2007

Взорваль: Футуристическая книга в собраниях московских коллекционеров М.Л. Либермана и И.Н. Розанова: Альбом-каталог. – М.: Издательство «Контакт-культура», 2010. – 256 с.: ил. – (Издательская программа правительства Москвы).

Принято считать, что любая официальная власть олицетворяет собой консерватизм и противостояние всякому творческому эксперименту. Если мы вспомним, как во времена Хрущёва при помощи бульдозеров расправлялись с выставками московских художников-авангардистов, то станет видно, что для укоренения такого мнения действительно имелись довольно серьёзные причины. Да, собственно, уже молодая советская власть, которая, казалось бы, и сама являлась гигантским творческим экспериментом социального характера, едва только немного оправилась от своего опьянения революцией, тут же принялась довольно жёстко регламентировать слишком уж раскрепостившееся в послеоктябрьские годы свободное искусство. К 1930-м годам оказались свёрнутыми все футуризмы, кубизмы, символизмы и другие художественные течения, свободная форма которых являла собой хотя бы какой-то диссонанс со всё более ужесточавшейся строгостью общественной жизни.

А между тем именно первые полтора десятилетия советской власти явили миру невиданный ранее расцвет всех видов искусств молодого государства. Театр вышел на площади и шагнул в массы, поэзия соединилась с живописью и явила полное слияние слова и зрительного образа. Изготовленные в цинкографических мастерских, на гектографах и литографских машинах, отпечатанные на оборотной стороне обоев, картоне и бумаге всех цветов и различной плотности, к читателю вышли поистине уникальные книги, на страницах которых красовались не только собственноручно выполненные авторами рисунки, но и написанные ими от руки произведения, гораздо глубже, чем стандартные печатные тексты, показывавшие индивидуальность каждого поэта.

Ломая застоявшуюся традицию и ломая стереотип отношения к власти как к непременной охранительнице культурных стереотипов, правительство Москвы включило в свою издательскую программу и выпустило в свет уникальный как по самой своей идее, так и по содержанию, и по качеству исполнения альбом-каталог «Взорваль». На 256 страницах этого издания воспроизведены самые оригинальные обложки и страницы сохранившихся книг Василия Каменского, Велимира Хлебникова, Алексея Кручёных, Давида Бурлюка, Елены Гуро, Владимира Маяковского и других бунтарей от искусства начала XX века из собраний музеев А. Пушкина и В. Маяковского. Читатели смогут увидеть, из чего рождалась новая поэзия молодой Страны Советов, прикоснутся к пускай ещё косноязычной в социальном и эстетическом плане, но уже абсолютно свободной поэтической речи 1920-х годов, красочной составляющей которой выступают не только рисунки самих поэтов, но также и расцветка тех обоев, на обратной стороне которых они печатались.

Среди представленных в альбоме книг – знаменитые коллективные сборники футуристов «Пощёчина общественному вкусу», «Садок судей», «Молоко кобылиц», «Рыкающий Парнас», «Дохлая луна», поэма А. Кручёных и В. Хлебникова «Игра в аду» и их же работа «Слово как таковое»; «Заумная книга» А. Кручёных и Н. Алягрова (Романа Якобсона); «Изборник» В. Хлебникова, журнал «Футурист» и книги многих других легендарных авторов с иллюстрациями не менее легендарных Кирилла Зданевича, Натальи Гончаровой, Аристарха Лентуллова, Казимира Малевича и ряда их собратьев по карандашу и кисти.

Эти уникальные книги были собраны и бережно сохранены в собраниях московских коллекционеров М.Л. Либермана и И.Н. Розанова, уберёгших их от всех перипетий прошумевшего XX века. И хотя, кроме очерков А.П. Зименкова и Е.А. Поно­марёвой об этих коллекционерах и их книжных собраниях, а также справок о воспроизводимых в альбоме книгах, никакого другого текста в нём фактически нет, сам факт издания этого альбома-каталога красноречиво говорит о том, что главная задача всякой власти – беречь и приумножать искусство, сохранять то, что уже создано, и помогать тому, что ещё только рождается сегодня.

Николай ПЕРЕЯСЛОВ

Обсудить в группе Telegram

Николай Переяслов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS