В административном центре Гагаузии Комрате недавно отметили 32-ю годовщину провозглашения Гагаузской Республики. Прошёл форум общественности. Среди гостей был и советник посольства РФ в Молдавии Александр Андреев.
Увы, участники торжеств отмечали вещи и не очень радостные. Стремительное падение уровня жизни молдаван особенно остро ощущается на аграрном юге. Прозападный курс властей Кишинёва во главе с президентом Майей Санду, нежелание и неумение правительства сотрудничать с Газпромом и в целом с Россией, с которой у молдаван остаётся множество связей, вызывают у граждан растущее недовольство.
Ситуация чем-то напоминает начало 1990-х. Тогда конфликт между националистами в Кишинёве и устремлёнными к большей самостоятельности жителями южных районов – гагаузами и болгарами – едва не привёл к кровопролитию. Один из первых руководителей гагаузской автономии Георгий Табунщик вспоминает: «В Молдове к 1990 году национализм приобрёл значительную политическую силу… Известный антисоветскими и националистическими воззрениями активист уличных акций Мирча Друк возглавил правительство республики, а радикал, бывший партократ Александру Мошану был избран председателем Верховного Совета МССР. ЦК же Компартии Молдавии в основном из-за позиции Михаила Горбачёва был полностью лишён серьёзных властных полномочий».
А вроде бы естественные при «перестройке и гласности» инициативы гагаузской общественности о провозглашении автономии вызвали полное неприятие Кишинёва. По призыву Друка объявили воинственный «поход на Гагаузию», звучали даже призывы утопить Комрат и другие населённые пункты юга страны в крови. Видно, украинские националисты что-то из этого потом переняли в отношении непокорных дончан.
«В преступную авантюру, – продолжает в своих мемуарах Г. Табунщик, – были вовлечены тысячи ослеплённых национализмом волонтёров, даже значительная часть милиции. В ответ на агрессивные действия в Комратском райкоме партии создали штаб, объединивший работу райисполкома и неравнодушных граждан. Он связался с Болградом, и размещённая там воинская часть (два полка дивизии ВДВ. – Прим. авт.) оказала нам большую помощь (более 10 БТР с десантом), ими же были организованы посты на основных дорогах. Несмотря на исключительное давление и блокаду со стороны Кишинёва и неравенство сил, население гагаузских городов и сёл встало на защиту своих интересов. Благодаря принятым мерам удалось уйти от противостояния и начать процесс переговоров, который потом завершился образованием Гагаузской автономии в составе РМ. Если бы дошло до прямого столкновения, пролилась бы большая кровь…»
То тревожное время вспоминали и участники торжеств в честь 32-й годовщины провозглашения республики гагаузов. Спикер её Народного Собрания Дмитрий Константинов подчеркнул: «Нам пытались ставить препятствия из Кишинёва и тогда, и до сих пор это продолжается. Они – центральные власти Молдовы – хотели поссориться с нами, запугать нас, напасть на нас. Наши люди всё это вытерпели, не испугались». Депутат Сергей Чимпоеш отметил, что нынешний парламент Молдавии, внеся поправки в избирательный Кодекс об исключении русского языка из бюллетеней по голосованию, «лишает гагаузов возможностей участвовать в вопросах внутренней и внешней политики и выдвигать своих делегатов в парламент страны». Как видим, в отношении русского языка тут также действуют по украинскому рецепту, заметна и рука главного кукловода.
Август 2022 года, Кишинёв. Перед зданием администрации президента Молдавии
участники акции протеста требуют отставки президента республики Майи Санду,
обвиняя её в диктаторстве (Фото: Дмитрий Осматеско / РИА Новости)
Накануне торжеств в Комрате и Чадыр Лунге прошли гражданские акции. Их участники требовали от властей в Кишинёве не идти на поводу у «коллективного Запада», начать конструктивные переговоры с правительством РФ, заняться решением социальных проблем и прекратить заигрывать с киевским режимом Зеленского. Было составлено коллективное обращение в адрес премьер-министра РФ Михаила Мишустина об отдельном рассмотрении вопроса о ценах на газ для Гагаузии. На митингах простые люди открыто говорили, что в регионе «с нетерпением ждут, когда сюда придёт Россия».
Чуть ли не перед самым началом торжественного собрания в Комрат прибыл с техникой и оружием молдавский спецназ полиции «Фулжер» («Молния») – якобы «для проведения учений». Игра «мускулами» привела лишь к ещё большей напряжённости и росту протестных настроений.
А что же в Кишинёве? Речь ведь, по сути, о возможном начале распада страны. Есть признаки, что власти это понимают. Ещё бы! Как не чувствовать, что следствием может стать утрата государственности, а значит, потеря должностей, окладов, привилегий, служебных автомобилей, поездок по миру за госсчёт для всей команды М. Санду. И сомнительно, что всё это смогут им компенсировать в Бухаресте, столице Румынии – страны, с которой они, не особо скрывая, хотели бы слиться. А пока получается, что надо что-то серьёзно менять в своей стране. Ведь положение дел вряд ли можно выправить десантами полиции.
То есть обстановка становится всё тревожнее. Не случайно собрание в Комрате посетил опытный политолог и переговорщик, бывший вице-премьер по реинтеграции Влад Кульминский. «Осенью и зимой нас ждёт очень непростой период, через который предстоит пройти всем: и Гагаузии, и властям центрального уровня, и Приднестровскому региону. Я хотел предложить свой опыт урегулирования кризисных ситуаций», – заявил потом Влад Кульминский журналистам. И подчеркнул, что приехал в бурлящий регион «исключительно по собственной инициативе». По его мнению, сейчас «крайне важно создать каналы общения между Комратом и Кишинёвом». Что ж, диалог предпочтительней роста напряжённости и силовых сценариев. Какой путь изберёт команда М. Санду? Пока не очень ясно. Очевиднее другое: впереди осень, рост цен на товары жизнеобеспечения и тому подобное. Скорее всего, протестные настроения в Гагаузии и не только в ней будут нарастать.
Михаил Лупашко,
историк, Дубоссары,
Приднепровская Молдавская Республика