О талантливых людях говорить и легко и сложно. Можно говорить, не кривя душой, но понимаешь, что на все грани таланта никаких слов не хватит. Виктора Михайловича Бехтиева, Президента Благотворительного Фонда им. П.М. Третьякова, заслуженного строителя России, кавалера орденов «За заслуги перед Отечеством» и «Святого Даниила», не скупясь на добрые слова, друзья поздравляют с 60-летием.
Юрий Соломин, народный артист СССР, художественный руководитель Малого театра:
– На рубеже столетий благотворительные фонды начали множиться, как грибы после дождя. Декларируя высокие и благие цели, на деле они оказывались однодневками, единственной задачей которых было отмывание не очень чистых, а чаще и очень нечистых денег. Но и среди тех, чьи дела со словом не расходились, многие ориентировались на масштабные шумные проекты, о которых можно было бы трубить в прессе и на телевидении, получая от благих дел нематериальные дивиденды в виде положительного, как теперь любят выражаться, имиджа отцов-основателей. Ничего предосудительного в этом, конечно, нет, если слава заслужена. Да и тот факт, что западные способы продвижения бизнеса очень быстро и очень прочно укоренились на нашей почве, со счетов не сбросишь. И всё-таки на Руси испокон веку принято было добрые дела делать тихо и скромно, не привлекая к себе чрезмерного внимания. Именно так и работает Фонд имени П.М. Третьякова – в лучших традициях русского меценатства.
Но что для меня ещё более ценно, если уж говорить о традициях, работает он на ниве ныне не благодатной, ибо – «не модной»: поддержки традиций классического искусства, которому, как это ни прискорбно, и государство, и бизнес уделяют не слишком много внимания. В отличие от искусства, которое почему-то принято называть «актуальным», хотя по большом счёту актуально оно для очень ограниченного круга заинтересованных лиц. Третьяковская галерея, и это роднит её с нашим Малым театром, была и остаётся хранителем, даже если хотите – оплотом, русского национального искусства, русской культуры. Именно поэтому я с таким удовольствием принимал участие в третьяковских вечерах, устраиваемых фондом в честь Павла Михайловича и людей, продолжающих беречь и приумножать его собрание. Люди, работающие в галерее, – настоящие подвижники, как и их коллеги из бесчисленного множества других российских музеев. Труд их тихий и незаметный: посетители восторгаются выставленными шедеврами, а не героизмом людей, благодаря которым они могут это делать. И суть этой ежедневной, кропотливой, в чём-то даже рутинной работы отражена в названии премии имени Павла Михайловича Третьякова, учреждённой фондом: «За верность профессии и многолетнее служение русскому искусству». Придумать премию для музейных работников и из года в год неукоснительно награждать ею самых достойных, самых талантливых – на такое способны только очень неравнодушные люди, для которых любовь к Родине – понятие, не подлежащее девальвации даже в самые смутные времена.
Лидия Иовлева, заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе:
– Виктора Михайловича я знаю почти четверть века. Так получилось, что в 1993-м мне пришлось исполнять обязанности генерального директора Третьяковской галереи, среди других проблем стройка, которая шла уже не первый год и всё никак не могла завершиться, была для меня самым тяжким грузом. Его и в благополучные времена нести нелегко, а что тогда в стране творилось, никому напоминать не нужно. То денег нет, то стройматериалов, то рабочих. Как Виктор Михайлович умудрялся решать все эти вопросы, для меня до сих пор загадка. Но он был озабочен не только материальными проблемами. Виктор Михайлович – прирождённый популяризатор. «Сейте разумное, доброе, вечное» – это про него. Мало выбить стройматериалы и расставить рабочих по стройплощадке, нужно, чтобы работа была выполнена качественно. И вот он просил меня рассказать рабочим о том, что они строят – о семье Третьяковых, о галерее. В Малом Толмачёвском переулке, где сейчас наш педагогический отдел расположен, в то время была большая бытовка, превращённая в некое подобие клуба. Виктор Михайлович собрал там строителей. Аудитория достаточно необычная, я даже немного растерялась, но потом поняла, что от этого моего рассказа может очень многое зависеть. Я постаралась сделать его как можно более увлекательным, а в завершение сказала: «Я могла бы сейчас попросить вас постараться и всё сделать хорошо и быстро, но не стану этого делать. Просто представьте, что когда всё уже будет построено, вы придёте в галерею с любимой девушкой, а может, с детьми или даже с внуками, и вдруг обнаружите, что крыша течёт, что штукатурка отваливается, из окон дует…» И эти ребята в спецовках заулыбались мне в ответ: «Не-е-е-ет, такого не будет!»
Наша дружба с Виктором Михайловичем и его супругой Еленой Владимировной, которая когда-то пришла к нам в галерею юной девушкой, длится уже много лет. Они помогают галерее чем могут. И премия «За верность профессии и многолетнее служение искусству» – это их идея. Никто их ни о чём не просил. Мне выпала честь быть первым лауреатом этой премии, и потому для меня это особая награда. Как и для всех, кто за эти восемь лет был ею отмечен, а среди них сотрудники не только ГТГ, но и периферийных музеев, заслуги которых замечаются ещё реже, чем столичных музейщиков. Каждый год в декабре они устраивают вечер памяти Павла Михайловича, собирая искренних и преданных друзей галереи. Музеям всегда жилось нелегко, но как человек не может жить без друзей, так и настоящий музей не может. И нужна ему не только государственная поддержка, но и частная инициатива. И вторая, думается, даже важнее, чем первая, поскольку идёт от души, а душа человеческая только добрыми делами и держится.
Никита Высоцкий, актёр, режиссёр, директор Государственного культурного центра-музея «Дом Высоцкого на Таганке»:
– Виктор Михайлович – человек необыкновенно эмоциональный, страстный и очень позитивный. Он – строитель по призванию. Детский музыкальный театр Натальи Сац, Третьяковская галерея, новое здание Театра на Таганке, академия Ильи Глазунова: для него это не просто «объекты», это точки приложения творчества. Он сам – художник, и относится к тому, что делает так, как относились раньше подвижники, великие купцы-меценаты – Мамонтов, Морозов, братья Третьяковы. Он из той породы людей, для которых смысл жизни в служении прекрасному.
Он впервые пришёл к нам в музей лет десять назад с нашим общим другом и сразу начал с того, что пришёл не просто ради знакомства, а с тем, чтобы помочь там, где можно и нужно. Помогал на уровне города, на уровне принятия решений как строитель и просто как человек, когда было тяжело и опускались руки.
Так случилось, что один из героев фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» (его сыграл Андрей Смоляков) – его полный тёзка и однофамилец. Я не столько списывал с Виктора Михайловича характер этого персонажа, сколько хотел отблагодарить за его любовь к отцу и ко всей нашей семье.
Мне кажется, что, несмотря на солидность даты, которую Виктор Михайлович собирается отмечать, он никогда не станет степенным и солидным, а останется таким же молодым и горячим, как в юности. Я верю, что душа человека имеет возраст. Есть люди, которые и в 20 лет имеют душу 70-летнего старца, а такие, как Виктор Михайлович, до старости остаются двадцатилетними. Он ещё очень многое сделает и для нашей культуры, и для фонда, который он возглавляет, и для людей, окружающих его, и для нас, своих друзей.
Виктор Михайлович – личность, безусловно, харизматическая. Он – победитель. Второго места для него не существует, как не существуют ничьи, играет ли он в футбол или сдвигает с места культурные проекты. Ему важно, чтобы строилось, созидалось, а не ветшало и разрушалось. Страна такая, что богатыри никогда не переводятся. Но сила бывает разная. Его сила – созидательная и добрая. Очень светлая сила. Я желаю ему не только здоровья и благополучия, но чтобы ему всегда было куда приложить свою творческую созидательную энергию.
Подготовила Виктория ПЕШКОВА