Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Галопом по европам

01 января 2007

АХ, ЛЕТО!

Вытеснит ли Интернет страсть к путешествиям

Фёдор ЕВГЕНЬЕВЖелание путешествовать всегда у нас в крови, да непременно что-то мешает: не хватает то времени, то денег, то всего сразу. Но как-то я услышала в известной телепередаче «Культурная революция» фразу «В наше время путешествуют только сумасшедшие» (наверное, выступавший имел в виду помехи вроде глобального кризиса, природных и техногенных катастроф, демонстраций протеста, эпидемий, да и пресловутого вулкана с непроизносимым названием). И решила: теперь или никогда!

И отправилась в путешествие. Не в какое-нибудь, а по всей Европе. Девять стран, одиннадцать городов! «Блистательная и элегантная» Вена, тяжеловесный Мюнхен, Швейцария с аквамарином озёр, отец всех городов Париж, милая Бельгия, странный «свободный» Амстердам….

Автобусный туризм – развлечение не для изнеженных людей. Оно близко к экстремальным видам отдыха. Судите сами: вставать в шесть или семь утра, быстро собрать чемоданы и бегом – на завтрак. Запихнуть в себя всё, что имеется на шведском столе, хочется тебе того или нет – ведь обед будет неизвестно где и когда, да и кто знает, состоится ли вообще? Затем три минуты на погрузку в автобус. Опаздывать запрещено, потому что ломается жёсткое расписание дня. Дальше – трёхчасовой переезд до очередного города, в пути одна санитарная стоянка на пятнадцать минут – и никого не интересует, хочешь ты в туалет или не хочешь.

Ну, наконец-то, прибыли в город, можно бы передохнуть. Но гид уже несётся вперёд, маячит где-то на горизонте, а ты стараешься поспеть, ковыляя по брусчатке средневековых мостовых. Находишь красивый вид и ракурс для фотографии, вручаешь фотоаппарат попутчику – «Щёлкни меня, а потом я тебя» – но куда там! Вся группа уже заворачивает за угол, и ты покорно плетёшься следом, лишь бы не отстать.

Кстати, наш гид, или, как говорится, гидесса, оказалась девушкой лет двадцати пяти, весёлой и очень ответственной. Путаница с гостиничными номерами, опоздания на экскурсии, конфликты в группе или недоразумения с багажом ни разу не омрачили поездку. Наша девушка была точна, как швейцарские часы.

Но, боже милостивый, какой она оказалась невежественной! Путала Рембрандта с Рубенсом, протестантов с православными. По её версии, Людовик XIV собирал французскую знать в Версале на свои тусовки, а министр финансов Николя Фуке, построивший дворец Во-ле-Викомт, отмывал деньги и потому сидел в тюрьме. На Монмартре она очень долго рассказывала о несчастной судьбе певицы Далиды, показала её бюст с обнажённой грудью, оказывается, если мужчина дотронется до её груди, то у него тут же повысится потенция. Но вот о варьете «Мулен Руж» и его завсегдатаях, прославленных кистью Тулуз-Лотрека, о романтической встрече художника Модильяни и русской путешественницы Анны Ахматовой, о знаменитых обитателях монмартрских мансард – ни слова!

«Кому интересно, прочтёт в Интернете» – так, видимо, рассуждала наша гидесса. Удивляло её пренебрежительное отношение к мировой культуре, особенно к живописи. «Вон там музей, кто интересуется – всякие там бабушки-дедушки – может туда сбегать», – тыкала она указкой в здание Венского художественно-исторического музея. Я «сбегала» туда и обнаружила прекрасное собрание полотен Рубенса, Ван Дейка, Вермера, Дюрера, знаменитую «Вавилонскую башню» и «Охотников» Питера Брейгеля. Мне повезло, я бывала в Вене проездом раньше и слышала обо всех этих сокровищах, а остальные, видимо, постеснялись показаться раньше времени бабушками-дедушками и не пошли, а потом, конечно, жалели.

Странно, почему посещение музеев и художественных выставок у молодёжи считается чем-то постыдным, прерогативой одних лишь стариков? Тем более что лица юношей на портретах Дюрера и Ван Дейка, лики рафаэлевских Мадонн да и сама Джоконда выглядят современнее, живее и прекраснее, чем некоторые ныне живущие.

И вот какие неожиданно грустные мысли вызвал у меня европейский галоп: неужели мы, поколение, чьи зрелые годы пришлись на трагический излом эпох, стыковку двух тысячелетий, – последние люди на земле, кого ещё волнует нормальная культура?

Мы ещё с благоговением перелистываем страницы печатных книг, изумляемся мазкам, оставленным рукой гениального художника, слушаем музыку, не испорченную электроникой. Подавляющая часть молодёжи, по моим наблюдениям, предпочитает Лувру Интернет. А значит, скоро такая чудесная сторона жизни, как путешествия, отпадёт из-за душевной лени, порождённой техническим прогрессом.

Как знать, может, следующие поколения вообще лишатся всего культурного богатства, и на их долю останется лишь суррогат «виртуалки»? А жаль! Потому что видеть виртуальную Джоконду – всё равно, что обедать по телефону…

Василиса БУРКА

 

Обсудить в группе Telegram

Василиса Бурка

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS