Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 декабря 2014 г.
Искусство

«Гамлет» – для каждого

24 декабря 2014
«Гамлет» в Белгороде

На многих российских сценах одновременно и, знать, неслучайно возникло множество Гамлетов, самых разных, какой у кого нашёлся, решительных и безвольных, красивых и не очень, совсем юных и повзрослее... с тревогой и болью обращающихся к своим зрителям: быть или не быть? Пожалуй, едва ли не самая сейчас частая в репертуаре пьеса! Кажется, «что он Гекубе, что ему Гекуба?» – опять же из Шекспира, а вот – нате вам...

В Белгороде в роли бессмертного принца – Дмитрий Беседа. В Ставрополе их сразу несколько, юных мальчиков и девочек, и каждый из них – Гамлет. В Белгороде ставил спектакль известный московский режиссёр Валерий Белякович, в Ставрополе – режиссёр из Англии, хотя и русский по рождению, по школе Сергей Остренко с международной постановочной бригадой агентства «ArtUniverse».

В Белгороде при всей пластической музыкальной остроте мизансцен, яркой внешней выразительности, театральности постановки – более классический, более привычный вариант спектакля. Здесь всё красиво: и отец Гамлета – артист Иван Кириллов, седой, благообразный, за смерть которого грех не отомстить, и сам герой, которому нельзя не сострадать, уход которого из жизни – утраченная, потерянная от жестокости красота и гармония. Убедительны характеры всех антагонистов: жизнелюб и циник, умный, обаятельный ловкий царедворец Полоний в замечательном воплощении Виталия Бгавина, стремительно и легко заполняющий собой сцену, но и напряжённый, тревожный, несущий в себе бремя вины и опасности Клавдий, ещё одна прекрасная работа Игоря Ткачёва; ни одного из действующих лиц этой трагедии истребления друг друга Горацио – Алексей Колчев, Лаэрта – Антон Блискунов, Розенкранца и Гильденстерна – Николай Ильдиряков, Роман Рощин не забыть, не выкинуть из памяти. Помнишь даже могильщика в эпизоде – Андрея Терехова. Ужасной стала судьба семьи, где мать «башмаков не износила» после смерти мужа, и пирог, испечённый для поминок, доедали на свадьбе, где «прервалась связь времён» и оказались порушенными все нравственные законы людей. Мужской мир здесь интереснее женского; но так было в средневековой Дании. А, может, и сейчас также? Спектакль Беляковича в очередной раз доказывает неисчерпанные безграничные возможности психологического театра, его способность видоизменяться и возрождаться в новом и новом качестве.
12-4-51.jpg
...и в Ставрополе

И вдруг совсем другой «Гамлет» в Ставрополе, и называется он по-новому «Колыбельная для Гамлета». В Белгороде спектакль длится три с небольшим часа. А здесь всего-то – час двадцать... Никаких корон, красивых бархатных костюмов, придворных роскошеств. Какие-то детские лёгкие костюмчики, короткие штанишки навсегда пребывающего в детстве и не умеющего извлекать уроки из собственных ошибок человечества. Коллаж из света, музыки, танца, человеческих тел... Абсурд и реальность воедино. Какая разница, что там у них происходило, у даже пока ещё ни мужчин, ни женщин – андрогинов?! Мелькнули, разыграли короткий на мгновение перед счётом вечности очередной спектакль про убийство Гонзаго – помните, его у Шекспира играют бродячие актёры, – и исчезли. Из ничего возникли, в никуда ушли.

Розенкранц и Гильденстерн – женщины, здесь они – вне пола, имя им – просто предательство, какая разница? Кто они? У женщин главное, у Гертруды, Офелии, – длинные, широко расставленные ноги. Стулья, которые люди занимают, их перемена по должностям, значимости, важнее их характеров.

Самое главное в ставропольском Гамлете – не внешние враги и перипетии сюжета, а свои внутренние сомнения, метания, поиски себя, не раздвоенного, – вот он, маловедомый нам постмодернизм, современный европейский театр в действии, в Ставрополе обогащённый, уверена, мастерством, умениями именно русских молодых актёров. Они в любом рисунке, в любых эстетических правилах привыкли играть смыслы. Блистательно музыкальны, пластичны исполнители, сумевшие под руководством европейских мастеров создать свою достаточно новую оригинальную модель старой пьесы. Хореограф – Татьяна Глигор. Консультант по вокалу – Яна Зубарева с Украины. Группа «IUGTE», музыкально сопровождающая спектакль международного состава, – Даша Петкович (Сербия), Саманта Манзур (Чили), Инга Рязанова (Италия). Кстати, Ставропольский театр выиграл международный грант на постановку этого спектакля. Сейчас сразу же их пригласили на фестиваль в Анкару. Уверена, у этого спектакля будет успешная фестивальная судьба. Сложные пластические построения, причудливые фигуры, напоминающие и чудовищ с гойевских картин, и босховских уродцев, и разорванные части человеческих фигур Дали и Пикассо – картины разрушения всех привычных житейских связей, то ли начало, то ли гибель человечества, Апокалипсис, изощрённо театрально-красивый, но и страшный. Какая разница, в какой последовательности и по каким мотивировкам они убивают друг друга, так в спектакле, да и как их звали, здесь шекспировские герои неслучайно в программке даже не поименованы, просто перечень исполнителей: Игорь Бартыш, Юлия Бескровная, Евгений Задорожный, Полина Полковникова, Владислав Таранов... Тут и монолог знаменитый Гамлета – скорее пластическое послание.

В Белгороде и в Ставрополе сейчас на «Гамлета» трудно попасть, не достать билетов. Мне показалось, что в русской провинции появилось два новых талантливых спектакля. Чему я несказанно обрадовалась.


Тэги: Театр
Обсудить в группе Telegram

Анна Кузнецова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • Не убивайте ангела в себе

    06.11.2024
  • ГАБТовские «Байки» для детей и взрослых

    19.10.2024
  • Принято «большинством голосов»

    17.10.2024
  • Фестиваль «Музыкальное сердце театра»

    19.09.2024
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Ёлки-палки и просто сказка

    143 голосов
  • От Ёжика до катарсиса

    101 голосов
  • Она умерла от любви...

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS