Мэр Москвы подписал городскую целевую программу по развитию телекоммуникаций и средств массовой информации на 2009–2011 годы
От предыдущей новую программу отличает комплексный подход. Она включает в себя как элементы прежних отдельных программ (поддержка чтения, создание отечественных телефильмов и др.), так и новые направления деятельности (например, прокладку мультисервисной оптоволоконной сети по Москве, издание книг). Цель – как можно более полно удовлетворить потребность человека в знаниях, в информации. СМИ при этом должны быть доступны, открыты, честны в освещении событий и соответствовать самым высоким стандартам.
Работы по прокладке широкополосных мультисервисных сетей в городе уже начались. 1174 тыс. абонентов уже получили доступ к кабельному сигналу, а к 2009 году к нему подключат всех москвичей.
Телевидению в программе отведено значительное место. На заседании правительства Юрий Лужков подчеркнул, что городское телевидение должно быть социально направленным и информировать о проблемах города и их решении.
– Необходимо понимать, что московское телевидение является лицом города и формирует о нас мнение у всей страны. Всё население России интересуется жизнью столицы, и наша задача – работать не только на москвичей, но и показывать те новации, которые могут пригодиться другим регионам. Это вопрос государственной важности, – заявил мэр Москвы.
Планируется содействовать в организации вещания телеканала ТВ-Центр во всех крупных городах и столицах субъектов РФ, чтобы довести охват сети телеканала до 75–80% населения страны. Кроме того, намечено содействовать реализации механизмов перехода на цифровой формат вещания и развитию производственной базы телеканалов ТВ-Центр, «Столица» и «Столица плюс».
Мэр также отметил, что городским властям необходимо «продумать вопросы удобных носителей информации для слабовидящих москвичей».
Но главное достоинство программы, сказал столичный градоначальник, – в её неполитизированности. Ведь поддержка СМИ – это инвестиции в будущее. Газеты, телевидение, книги, журналы – важная составляющая развития разносторонней гармоничной личности человека, помогающая ему ориентироваться в жизненном пространстве, анализировать, понимать происходящее, развивать свои духовно-нравственные способности.
В Москве сейчас издаётся более 400 наименований ежедневных и еженедельных газет и свыше 3 тысяч журналов. Но не хватает изданий для молодёжи, и эту ситуацию планируется исправить.
У жителей должна быть возможность приобрести интересующее их издание. Чтобы сделать это было проще, предполагается развивать сеть точек, торгующих печатной продукцией, чтобы они были буквально на каждом шагу. И это должны быть не открытые ветру и дождям хлипкие столики, а вполне современные объекты, хотя и не требующие массы согласований для установки. Для этого правительство разработало специальную схему, которая позволит радикально расширить розничную сеть в кратчайшие сроки.
Чтобы повысить интерес к чтению в среде юного поколения, по уже сложившейся традиции, первоклашкам в канун Нового года подарят сборник детских рассказов и повестей, чтобы он положил начало собиранию личной библиотеки.
Для поощрения авторов, пишущих для детей, в рамках программы продолжится конкурс на получение специального «издательского» гранта.
Специально для слабовидящих детей с помощью специальных технологий будут изданы комплекты книг на основе шрифта Брайля и объёмных иллюстраций. Такая работа уже началась в текущем году. Продолжается процесс адаптации книжных магазинов для посещения их инвалидами.
Приняв решение сделать Арбат книжной Меккой столицы, Правительство Москвы не остановилось на этом. И в ближайших планах – превратить пешеходные мосты города в культурно-рекреационные зоны, организовать на них торговлю самыми разными книгами – и букинистическими, и обычными. На данный момент рассматривается несколько вариантов адресов: мост Богдана Хмельницкого в районе Киевского вокзала, Пушкинский мост, ведущий от Фрунзенской набережной к Парку культуры, Нескучному саду.
Также предполагается со-действовать развитию легального рынка аудиовизуальной и программной продукции.
Будем надеяться, что столь масштабная программа поможет вернуть Первопрестольной почётный титул самой читающей и самой культурной столицы мира. И тому уже есть подтверждение. По данным Московского дома книги, за последний год продажа литературной продукции увеличилась на 11%, учебной – на 19, а детской – даже на 28. И есть все основания полагать, что никакой кризис нам в этом не помешает.