Итак, свершилось! «Гарри Поттер и Дары смерти», седьмой фильм знаменитой киноэпопеи о юном волшебнике с молнией во лбу, который можно без преувеличения назвать самой ожидаемой премьерой последних полутора лет, вышел наконец в прокат. Вышел – правда, не в декабре 2009 года, как было обещано сначала, а почти с годичным запозданием, в ноябре 2010-го, – но зато в первый же уик-энд триумфально пошёл по миру и собрал обильную жатву в виде $330 млн., тут же окупив потраченные на его создание $250 млн. Впрочем, кто бы сомневался. Да и то ли ещё будет! Ведь это фильм седьмой – но не последний: рачительные создатели самой успешной франшизы за всю историю кинематографа приняли поистине соломоново решение и располовинили последнюю книгу Джоан Роулинг на две полновесные картины продолжительностью по два с половиной часа каждая. Мотивы, правда, были озвучены куда более деликатные и даже почти гуманные – довольно-де занимались мы липосакцией пухлых роулинговских томов во имя вящей стройности кинопродукта; даёшь сугубую аутентичность на радость многомиллионной интернациональной армии буквоедов-поттероманов!
Задача сама по себе похвальная – на уровне идеи. Хотели, знамо дело, как лучше – однако ж что мы имеем на выходе? Записным фанам всё равно не понять, как столь громкие декларации совмещаются с вопиющей несправедливостью ленты в адрес целого ряда персонажей, которые сыграли немалую роль в раскрытии непростой философии саги и даже подчас под заботливым пером писательницы тонко эволюционировали, как, например, infant terrible Дадли Дурсль, доводящийся Гарри кузеном и перманентным притеснителем, или Кикимер, эльф-домовик с проблемным до поры до времени характером. Зрителям же, вовсе не готовым жизнь положить во имя верности букве Великого Семикнижия, тем паче нелегко будет следить за вялотекущими перипетиями этого чародейного роуд-муви, выдержанного в унылых тёмно-серых тонах на протяжении почти всех честно анонсированных 148 минут экранного времени.
Что и говорить, самостоятельная художественная ценность явленного нам киноопуса не столь велика, чтобы посвящать ей пространные рецензии – не важно, восторженного или язвительного тона. Ну да, справедливость требует отметить прекрасную игру актёров старшего поколения – и то сказать, под ружьё был поставлен поистине весь цвет британской актёрской школы. Да, есть занятно сделанная сцена с Оборотным зельем, когда в одной комнате оказываются сразу семь Гарри Поттеров, при том что только один из них настоящий. Или же роскошный вставной номер, решённый в жанре теневой анимации, – Сказка о трёх братьях, получивших пресловутые Дары смерти. Вот, пожалуй, и всё… Другое дело, что, как бы ни были велики недостатки фильма, мы всё равно обречены идти, чтобы увидеть их собственными глазами: этакое must do нынешней осени, ибо, как ни крути, а это уже неотъемлемая часть феномена, понять масштаб и причины которого трудно, но отрицать – бессмысленно.
Мир, вероятно, уже никогда не станет прежним. В нём теперь живут люди, купившие 350 млн. экземпляров книг о Гарри Поттере, изданных на 67 языках, включая гренландский, латинский и древнегреческий. Пожалуй, и в девственных лесах Амазонии уже невозможно отыскать человека, ни разу не слышавшего о мальчике-волшебнике. За те 13 лет, что прошли с момента публикации первого романа эпопеи, успело вырасти целое поколение молодых людей, для которых любимая детская сказка – уже не «Буратино», а ролевая модель – не три мушкетёра; словосочетания типа «Экспеллиармус» и «Сектумсемпра» не кажутся им упражнениями по технике речи, а круглые очки ассоциируются вовсе не с Джоном Ленноном. Буквально на днях новостные ленты крупнейших информационных агентств разнесли повсюду радостную весть о том, что в Нью-Йорке прошёл четвёртый по счёту чемпионат мира по квиддичу для маглов. Квиддич, если вдруг кто не в курсе, – это спортивная игра, придуманная Джоан Роулинг, в которую играют волшебники при помощи мётел и по-разному функционирующих летающих мячей. А маглы – это мы с вами, те, у кого ни метлы, ни волшебной палочки…
Съёмки последнего, восьмого, фильма завершены. Выпустить его в прокат обещают в июле следующего года, и это будет, вероятно, последний раз, когда мы все сможем вновь почувствовать себя немножечко волшебниками (но уж зато небывало отчётливо – картина выйдет в 3D-формате). Исполнитель главной роли, 20-летний Дэниел Рэдклифф, в своих интервью заявляет, что счастлив распроститься наконец с Гарри Поттером, а слухи о том, что Роулинг не прочь написать ещё пару книг в продолжение темы, комментирует весьма эмоционально: «Господи, ведь она железно пообещала мне, что больше не будет никаких книг про Гарри Поттера! Я и так провёл десять лет в одном образе. Это довольно много». Что ж, ему виднее. На то он и Мальчик, который прошёл через всё это – и выжил.