Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Гарри Гродберг и Бах

01 января 2007

СЕМЬ НОТ

Известный российский органист, народный артист и лауреат Государственной премии давно решил для себя проблему времени, и никакая физика ему для этого не понадобилась. Он живёт одновременно в трёх столетиях, нисколько этим обстоятельством не тяготясь. Что бы ни происходило на дворе: диктатура, махровый застой, кратковременные оттепели – Гарри Яковлевич играет Баха! У него своя миссия в обществе, которой он дорожит. И с достоинством исполняет. И, возможно, это честное, незаметное служение не позволяет многим впасть в окончательное свинство. А оно заманчиво и сыто – включите телевизор... Наверное, он его не смотрит.
Именно Гродберг – полномочный представитель и ближайший родственник Баха в Москве. Всем бы таких трепетных, деликатных и заботливых родственников. Гарри Яковлевич чего только не придумывает, каких только программ не сочиняет, лишь бы мы не потеряли дорожки к Баху. Но во всём, что касается собственно музыки Баха – никаких экспериментов, строгое следование указаниям композитора. Упрекают в занудстве – плевать. Значит, чего-то не поняли, не дослушали, уши не вымыли. Бах и их совместная репутация выше скоропалительных замечаний.
Выясняется, органист прав. И его упорная просветительская миссия с благодарностью принимается. Прихожу в Концертный зал Чайковского, где он открывает новый цикл концертов, у окошечка администратора табличка: в связи с аншлагом пропусков не ждите... Вот так. Поразительное количество народа в промозглый, совершенно не концертный по ощущениям вечер жаждет Баха. Ни одного свободного кресла! Всем хочется в 1720 год! Без призывов политиков и мнения на этот счёт «Единой России».
Загадка Баха, вероятно, всегда будет волновать человечество. Язык музыки никогда так близко не касался человеческого существования. О Бахе очень много написано: и талантливых, и совершенно бездарных книжек. Нет числа музыковедческим исследованиям. Я предпочитаю многим сочинениям книжку его вдовы Анны Магдалены Бах, урождённой Вюлькен. Простое, бесхитростное и очень трогательное повествование о жизни любимого человека. Слушая в этот вечер фантазии и фуги, партиты Баха в исполнении Гродберга, я как бы заново читаю Анну Магдалену. Всё совпадает. Перипетии существования осмыслены гениальным музыкантом просто и впечатляюще. Наверное, поэтому человечество переживает их как свои собственные вот уже почти три столетия.
Гродберг предложил очень интересную программу: редко исполняемая партита фа-минор, совсем юный, чувствуется, Бах, полная пастораль и восхищение миром и инструментом; хорошо знакомая слушателям фантазия и фуга соль минор, в связи с которой всегда вспоминается неудачный поход композитора в Гамбург, можно сказать, в поисках работы. Она написана для этого случая. Но магистрат города на вакансию органиста церкви Св. Якова предпочёл Баху какого-то Хайтмана. Тот в отличие от Иоганна Себастьяна явился с подарком в четыре тысячи марок, а не с замечательной фантазией и фугой. Все бы уж давно забыли пройдошистого Хайтмана, если бы не Бах. Всегда к порядочным и талантливым людям цепляется всякая зараза.
Играл Гарри Гродберг, как всегда, интересно, с полным почтением к Иоганну Себастьяну Баху. Московская консерватория, честь и хвала энтузиастам, вспомнила в ноябре пятидесятилетней давности приезд на гастроли в СССР гениального Глена Гульда. Пожалуй, самого блестящего интерпретатора Баха в XX веке. Замечательно, что на афише было лицо этого вдохновенного музыканта, уже, к сожалению, незнакомого широкому слушателю сейчас. Впервые в Москве играли одно из сочинений самого Глена Гульда. В консерватории вообще умеют помнить. Замечательное качество, достовернее всего свидетельствующее о том, что в главном музыкальном учебном заведении страны ещё много приличных людей.
В Большом зале консерватории играл самый многообещающий её педагог и заслуженный артист России Николай Луганский. Странный был концерт. В «Венском карнавале» Шумана вдохновение то посещало пианиста, то оставляло. Оставляло, заметим, чаще. Пьесы С. Прокофьева из «Ромео и Джульетты» и Ференца Листа из цикла «Годы странствий» были исполнены с неподходящим случаю педантизмом и преподавательской аккуратностью. С афиши собственного концерта Николай Львович смотрится романтиком, но именно этих качеств, особенно в исполнении Листа, не обнаружил. В отдельные минуты он всё что-то искал глазами в высотах консерваторской сцены, может быть, даже романтические образы, но так, к сожалению, и не отыскал.
С оркестром Новосибирской государственной филармонии Третий концерт Рахманинова исполнила Наталья Талдыкина. Дирижировал Алексей Людмилин. Словно свою «Войну и мир» написала. К сожалению, мне не удалось побывать на концерте. Но, судя по откликам новосибирских музыкантов и журналистов, яркая и талантливая пианистка с успехом покусилась на одно из сложнейших произведений для фортепиано. Наталья Талдыкина – вообще упорный и трудолюбивый человек, а главное – блестяще владеет инструментом. Прекрасно играла в сентябре в Париже, в зале Корто. Пребывает в отличной профессиональной форме, и можно ждать новых значительных работ. Одно замечательное её исполнительское качество меня всегда поражает – она способна наделить характером произведение, которое изначально никакого характера не предполагало. Это угадывается и в исполнительской манере Сергея Васильевича Рахманинова. Так что взаимопонимание не было случайным. Будем надеяться, что когда-нибудь в недрах столичной филармонии, Федерального агентства по культуре или Министерства культуры объявится заинтересованный в музыке человек и будет способствовать регулярному появлению на московских сценах ярких исполнителей, волею судьбы живущих не в столицах.

 

Юрий ДАНИЛИН

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS