Для громадной армии поттероманов всего мира середина минувшего лета выдалась по-настоящему праздничной и магической: всего за каких-то десять дней до выхода в свет долгожданной заключительной (впрочем, заключительной ли?) книги Джоан Роулинг о мальчике-волшебнике в круглых очках состоялась премьера очередного, пятого по счёту фильма о гаррипоттеровской эпопее. Надо ли в очередной раз говорить о невиданном энтузиазме публики к новым коммерческим достижениям. В Лондоне явления на большие экраны «Гарри Поттера и Ордена Феникса» в первый же день проката под долгим проливным дождём ожидали толпы поклонников. У нас в стране лента вот уже семь недель неизменно числится в «топ-десятке» проката. Однако впечатления от неё оказались самыми противоречивыми: я, к сожалению, нашла здесь куда больше минусов, нежели плюсов, и это при том, что в ситуации, разделившей мир надвое «линии Гарри», без сомнений, зачисляю себя в лагерь тех, кто «Pro».
Новый фильм создали новый режиссёр и новый автор сценария – Дэвид Йейтс и Майкл Голденберг, перед которыми были поставлены довольно трудные задачи: пятая часть становится ещё на порядок мрачнее, герои взрослеют (и актёры тоже, причём куда стремительнее), а все основные перипетии книги, наибольшей по объему в серии, требовалось уложить в два часа экранного времени. Посему 900 страниц текста беспощадно кромсали редакторские ножницы, превращая их в 100-страничный сценарий, а то, что осталось, склеивалось весьма неумело. Какие-то незначительные эпизоды поданы с максимальной близостью к тексту, зато целый ряд узловых моментов оказался создателям совершенно ненужным. И нельзя всё списывать только на объём первоисточника. В третьем фильме, например, не показано и половины написанного Роулинг, но сюжетная линия видна чётко, все «базовые элементы» наличествуют.
Если продолжить список промахов, нельзя не сказать о непростительных (говорю от лица фанатов и заранее прошу извинения у всех «непосвящённых») расхождениях с книгой. У внимательного, но не читавшего первоисточник зрителя может возникнуть множество вопросов: при чём тут сцена с воспоминаниями Снейпа, если дальше она нигде не упоминается? Зачем появился домовик Кикимер? И почему, если в конце концов по фильму Чжоу оказывается невиновной, Гарри с ней больше не разговаривает? Обидно, что нам так и не показали одну из самых ярких сцен: мы не увидели молодую Лили Эванс, маму Гарри. Убрали из фильма не только её, но и Риту Скитер, эльфа Добби, мадам Максим (но, впрочем, это уже пошли поттероманские придирки). К «уцелевшим» героям тоже есть комментарии. Когда я выходила из кинотеатра, слышала не один разочарованный голос: «А я совсем не так её себе представляла…» Действительно, многие актёры кажутся совершенно не подходящими под своих героев, хотя сыграли все без исключения замечательно. Взять Беллатрису: по книге это некрасивая безумная женщина-фанатичка, но в фильме мы видим только «отрицательное» обаяние Хелен Бонэм-Картер. Следующей на очереди идёт, несомненно, Долорес Амбридж с её детским приторным смешком: у талантливой актрисы Имельды Стонтон хотя и получился самый яркий и полюбившийся всем персонаж, но всё же слишком уж она здесь деловая и вездесущая. Не клеится к ней чёрный бантик-муха, страшный холодный взгляд с невинной улыбочкой, да и на требуемую жабу-то она не очень похожа. Нельзя обойти вниманием ещё один новый персонаж: дебютантку Эванну Линч не зря, скажу вам, выбрали из 15 000 претенденток на роль Поло-
умной Луны Лавгуз. Вышла именно немного «полоумная», странная девочка с серьгами-редисками, чей пространно-восторженный взгляд покоряет сразу. Что же касается «первой тройки», то держится на высоте только Руперт Гринт. У Эммы Уотсон в актёрском арсенале осталась, кажется, одна-единственная «краска»: при любом случае поднимать брови домиком и принимать на себя вид, абсолютно ничего не понимающего человека. Что же до Дэна Рэдклиффа – то он всё старательно морщится от боли и словно бы отчаянно пытается помолодеть годика на два-три... Устали они, что ли, от своих «судьбоносных» героев?
Пятый фильм уже нельзя рассматривать как отдельное произведение благодаря кадрам из предыдущих картин. Хотя в то же время от той изначальной беззаботно сказочной атмосферы первых фильмов ничего не осталось. Йейтс и Голденберг пытались «сработать» в той же тёмной, даже апокалиптической атмосфере, которой вдоволь насытил свою экранизацию «Кубка Огня» Майк Ньюэлл. Правда, без режиссёрского и постановочного блеска последнего. Можно было бы найти последнее оправдание фильму, в том случае если бы он и впрямь пожертвовал сюжетом ради вящего торжества спецэффектов. Не тут-то было! Великан Грохх сделан так кустарно, как будто смотришь ужастик десятилетней давности. А сцена с мётлами не укладывается даже в логику волшебной сказки: ну никак не могли волшебники лететь чуть ли не по улицам Лондона и при этом не быть замеченными.
Так или иначе, сколько бы замечаний ни прозвучало в адрес режиссёра, актёров, да и самого фильма, всё равно он соберёт всю заранее запланированную прибыль. И в конце концов, как бы то ни было, в нём есть на что посмотреть. Например, на первый поцелуй Гарри…