Издавна живёт во мне ощущение того, что настоящий талант приходит к нам из будущего и возвращается в него. Думал об этом и во время бесед с народным художником Беларуси профессором Гавриилом Харитоновичем ВАЩЕНКО, который приезжал в Светлогорск для открытия своей выставки «На перекрёстках». Само название – многоассоциативное. Это не только пространственные и временные перекрёстки, но ещё и те, которые предназначены судьбой. Сам художник назвал экспозицию из тридцати трёх произведений камерной. Возможно, из-за небольших для него форматов картин. Однако никакой смысловой или художественной камерности в них не ощущалось. Гавриил Харитонович остался верным естественной философичности, историческому осмыслению времени, вдохновенному воплощению красоты родной земли, близких ему людей.
Центральное место в новой экспозиции занял «Чернобыльский реквием». Это пять тематически объединённых произведений. Мы видим деревню, тревожно подсвеченную радиационными сполохами. А в небе над ней – родственно узнаваемые лица сельчан. Даже названия картин цикла говорят очень многое: «Исход», «Оплакивание», «Отлучение», «Очищение». Тускло, неопределённо, как-то призрачно просматриваются сквозь колючую проволоку опасной зоны женские силуэты. Зато в других портретных произведениях этого цикла художник позволяет нам всмотреться в почти библейские лики многострадальных жертв Чернобыля. Чернобыльская тема не случайна в творчестве Гавриила Харитоновича, ибо и сам он родился в деревне Чикаловичи Брагинского района, которая очутилась едва ли не в эпицентре крупнейшей экологической катастрофы 20-го столетия.
– Годы детства и юности дают запас впечатлений на всю жизнь. Брагинщина – сама земная красота. А её так нелепо зачернобили, сделали опасной. В ранний период своего творчества я часто обращался к родным местам, к близким людям, которые родились и живут там или, к большому сожалению, своё уже отжили, – рассказывает Гавриил Харитонович. И добавляет: – Каждый истинный творец воплощает собой родину.
Эти слова многое объясняют и в творчестве самого художника. Родина присутствует едва ли не в каждом его произведении. Он – народный по всей сущности мироощущения. Даже портреты, при их конкретной индивидуальности, имеют обобщённый характер. Нельзя не согласиться с тем, что на выставке мы увидели одно из лучших портретных воплощений народного писателя Беларуси Василя Быкова. Необычный ракурс, волевая сконцентрированность характера... Многоассоциативность очень убедительно присутствует и в жанровых портретных произведениях: «Шляхетское достоинство», «Королева Бона», «Грибная пора»... Философским размышлением о времени и о себе проникнута картина «Сон». Согласитесь, очень редко можно увидеть автопортрет художника, который... спит под защитой ангелов. Ващенко сумел передать неуловимость сочетания реального с тем, что привиделось.
Художник одинаково уверенно чувствует себя и в далёком прошлом, и в нынешнем времени. Исторические реалии он мастерски делает художественными. Даже когда ставит перед собой, казалось бы, чисто живописные цели, достигает такого пейзажного обобщения, что его картины становятся символами Беларуси.
Мне приходилось читать официальные сведения о наградах и почётных отличиях Гавриила Харитоновича, собранные в своё время проректором по научно-творческой работе Белорусской Академии искусств доцентом Л. Дягилевым. Занимают эти сведения 5 страниц печатного текста. Не буду перечислять всё, напомню только, что в 28 крупнейших художественных музеях мира представлены его произведения. Только в Третьяковской галерее их 12. Кембриджским Биографическим Центром он признан «Человеком ХХ столетия».
Снова и снова перелистываю блокнот с записями наших бесед и словно слышу его тихий, вдумчивый голос.
– Гавриил Харитонович, впервые вы приехали в Светлогорск в 1972 году. Занимались росписью Дворца культуры химиков. Теперь эта роспись считается хрестоматийной, репродукции её – в самых авторитетных изданиях, посвящённых монументальному изобразительному искусству Беларуси. И вот снова, спустя много лет, вы в этом городе, который строила когда-то вся наша великая тогда страна, ибо возведение его было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Каким помнится он вам?
– Тогда такого города не было. Помню только дома первого микрорайона и посёлок Шатилки. Мы с архитектором часто ходили вдоль Березины и говорили о будущем городе. Многое из того, что я тогда услышал, стало реальностью. Светлогорск приобрёл современный архитектурный облик.
– Как работалось вам тогда?
– С подъёмом. И не только мне. Может, поэтому и делал роспись вдохновенно. Опыт такой работы, добытый мною в Кишинёве, Москве, уже был. Этой росписью мне хотелось не только соединить сегодняшний и завтрашний день, но и вызвать ощущение космического пространства.
– Какими были для вас годы потом, после Светлогорска?
– Это были годы художнической зрелости. Я делал витражи в минском Доме кино. Теперь там снова костёл Сымоны и Алены. Мои эскизы не совсем соотносились с общим проектом. Я предложил свой проект. Его принимали заведующий идеологическим отделом ЦК КПБ Кузьмин, заместитель Председателя Совмина Снежкова и министр культуры Михневич. Наверно, у Кузьмина возникли определённые ассоциации, ибо он неожиданно признался: «В моём столе много заявлений верующих. Они просят вернуть им костёл. Ваши витражи могли б соответствовать и костёлу». – «Александр Трофимович, а разве это плохо?! Мастерство всегда возвышается над будничностью», – ответил я ему.
Витражи были изготовлены. И наступил день, когда в конференц-зале Дома кино обсуждали перспективы застройки Минска. Помню, была солнечная погода. Лучи как ударят по витражам – весь зал сияет. Первый секретарь ЦК КПБ Машеров молчал, оглядываясь, а потом вздохнул: «Боже мой, а мы хотели снести такую красоту!»
Потом я занимался росписью «Просветители» в Доме учителя.
– Где-то я читал, Гавриил Харитонович, что к этой работе вы готовились более шести лет.
– Дело даже не в том, что сама живописная композиция занимает более 50 квадратных метров. Она воплощает и Франциска Скорину, и Сымона Будного, и Василя Тяпинского, и Симеона Полоцкого, и Кастуся Калиновского, Элоизу Пашкевич, Ефима Карского, Богдановича, Коласа, Купалу.
– Теперь особенно очевидно, что это было началом духовного возрождения Беларуси.
– Без излишней скромности скажу, что это произведение по праву считается хрестоматийным. По нему студенты пишут курсовые и дипломные работы. Как-то скульптор Анатолий Аникейчик, обращаясь к некоторым «возрожденцам», сказал: «Вы бросаетесь на амбразуру, обороняя «белорусчину», зная, что пулемёты оттуда давно вынесены. Ващенко же делал это, когда были настоящие дзоты». Но я никуда не бросался, – просто делал своё дело. Мне хотелось хоть немного открыть ту часть нашей истории, которая утаивалась.
– На протяжении многих лет вы не только занимались монументальной росписью, но и писали картины, которые показывались в Минске, Москве, Киеве… Стали народным художником, лауреатом Государственной премии Беларуси, получили международное признание…
– Признание даёт только одно преимущество: оно запрещает работать хуже, чем можешь. И наоборот: вынуждает работать лучше, чем можешь.
– Знаю, что вы сначала занимались в Киевском художественном училище, потом – во Львовском институте. Работать начинали в Кишинёве. Там и в Союз художников вступили. Жизнь могла распорядиться так, что и вообще жили бы за пределами Беларуси. Наверно, и тогда Ващенко был бы Ващенко. Но стал бы он в полном смысле белорусским народным художником?
– Я уже говорил о космическом влиянии на судьбу каждой настоящей картины. Наверно, есть такое влияние и на всё, что происходит с самим художником. В моей судьбе случилось то, что должно было случиться. Я убеждён, что художник не может не быть национально сознательным. Он – «барометр» своего времени. Между прочим, можно быть «барометром» для семьи, для друзей, для своего города, для страны или для Вселенной. Однако прежде всего художник принадлежит своему народу. Всей художнической сущностью. Скажем, Леонардо да Винчи – всемирный художник. Но по пластике, по мышлению он – итальянский художник. Это же можно сказать о знаменитом немецком живописце и гравёре Альберте Дюрере. А разве Шекспир не британский писатель?
– Согласитесь, далеко не всегда «малая родина» чтит своих знаменитых мастеров кисти. Вспомним имена народного художника СССР Евсея Евсеевича Моисеенко, народного художника РСФСР Георгия Григорьевича Ниского, которые родились на Гомельщине. Обоих, к сожалению, уже нет. И ничего сами они исправить не могут. А на «малой родине» даже нет их картин. Хороший пример показывает Могилёв, в котором – музей Бялыницкого-Бирули, галерея Масленикова.
– Согласен с тем, что и Моисеенко, и Ниский заслуживают нашей благодарной памяти. По обстоятельствам судьбы они жили за пределами Беларуси, но это ничего не меняет. Да и Родина тогда у нас была одна. А Могилёв действительно показывает замечательный пример. Нашли старинное здание, отреставрировали – и какой музей, какую галерею сделали! Теперь там центр культуры, международные пленэры проходят. А разве в Гомеле нет старинных зданий? Тот же дворец, построенный фельдмаршалом Румянцевым, а потом принадлежавший графу Паскевичу. Вот бы где создать музей изобразительного искусства из произведений знаменитых художников Гомельщины!..
– Но ведь вам уже предложили сделать выставку в одном из залов дворца Паскевича.
– Да, она состоится, но загадывать ничего не хочу…
На этом заканчиваются мои записи в старом журналистском блокноте. Прошло всего несколько лет, а как много вокруг изменилось. Выставка, о которой упомянул Гавриил Харитонович, действительно состоялась, художник всю её оставил в дар Гомелю. В отреставрированном особняке Румянцевых-Паскевичей – картинная галерея Г.Х. Ващенко. Да и сам дворец обрёл во многом благодаря губернатору Гомельской области Александру Серафимовичу Якобсону истинное возрождение. Теперь там нашлось место и для сменных экспозиций гомельских художников. А в именной, ващенковской галерее можно посмотреть произведения самых именитых мастеров кисти Беларуси, далёкого и близкого зарубежья. Картины Гавриила Харитоновича по-прежнему много «путешествуют». Побывали они в Париже, Пекине, Женеве… Обрели постоянное место жительства в Национальной библиотеке Беларуси.
Своё 80-летие в 2008 году художник собирается отметить выставками в Гомеле и в Минске.
– Мне всегда странно слышать о европейском уровне белорусского изобразительного искусства. В этом есть какая-то усреднённость. Что может быть хуже? Достижениям разума легче стать общими. А достижениям души? – размышляет вслух Гавриил Харитонович.
И оставляет вопрос без ответа. Впрочем, не только себе, но и нам он на него уже давным-давно ответил, став истинно народным художником.